Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Серебристое чудо: Стеклярусный кабинет

В начале декабря, во время Дней Эрмитажа, стены Зимнего украсили панно из Китайского дворца в Ораниенбауме. В реставрационных мастерских музея закончился процесс кропотливого восстановления двенадцати вышитых шелком панно, созданных в шестидесятые годы XVIII века для одного из залов дворца в Ораниенбауме:

Стеклярусный кабинет




В Китайском дворце мне доводилось бывать не раз, поэтому, увидев панно после реставрации, я застыла от изумления. Они выглядели совершенно иначе! Сначала решила, что все оттого, что на выставке нет золоченых обрамлений в виде пальм:

Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет

Но дело было в другом. Оказывается, в середине XIX века ворсистый шелк вышивки просто покрасили. Яркие цвета сменили подлинные оттенки шелка. Во время реставрации краску смыли, очистили от грязи стеклярус, дополнили утраты. Панно вновь стали нежными, тающими:

Стеклярусный кабинет

Они были под стать морозному зимнему дню. Поблескивающий стеклярус напоминал льдинки:

Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет

Главные герои панно – птицы. Они вроде бы похожи на знакомых журавлей, цапель, гусей или павлинов. Но какие странные у них клювы, перья, хохолки! Разгадка проста – это птицы-иностранцы. Ведь созданы они для Китайского дворца, и перед нами китайские флора и фауна:

Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет

Долгое время считалось, что декорация Стеклярусного кабинета заказывалась во Франции. Но, после архивных изысканий оказалось, что создавались панно в Санкт-Петербурге девятью русскими мастерицами-вышивальщицами под началом бывшей актрисы-француженки Марии де Шель. Рисунки для панно выполнил С.Бароцци. В них просматриваются мотивы гравюр Ж.Пиллемана, «китайские забавы» которого были широко известны всей Европе. Так «объединенная» Европа вместе с Россией представляла себе Китай.

Стеклярусный кабинет

Мне вспомнился китайский зал в палаццо Вальмарана: http://cicerone2007.livejournal.com/26111.html#cutid1
Только в Ораниенбауме нет актеров в китайских нарядах, а есть птицы, бубенчики, навершия, напоминающие крыши пагод, экзотическая растительность.

Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет, как и весь Китайский дворец, спроектированный Антонио Ринальди, редкий для России памятник рококо. Нежный цветок, высаженный на российской почве. Да еще и в варианте шинуазри. Русская «китайщина» удивительно изящна. Рядом с ней, например, постройки в Потсдаме смотрятся грубыми, она ближе к итальянским или французским образцам.

Стеклярусный кабинет

Легкостью и изяществом отмечена и декорация дворца. Если иметь в виду, что в Стеклярусном кабинете пол был когда-то набран из разноцветных смальт, то можно представить насколько сильно было ощущение драгоценной хрупкости в этом интерьере. И стеклярус, и смальта были изготовлены на Усть-Рудицкой фабрике.

Стеклярусный кабинет

Китайский дворец не был разрушен во время Второй мировой войны. Но ремонтов, перестройки и поновлений в XIX и XX веках он не избежал. К примеру, был утрачен плафон работы Тьеполо, который когда-то украшал Большой зал дворца, рядом с подлинным рококо появилось ложное рококо XIX века. Сейчас во дворце идет реставрация, которую частично собираются закончить к сентябрю 2011 года. Предполагается открыть четыре зала. Тогда стеклярусные панно вернутся на свое место.

Стеклярусный кабинет

В начале 1980-х годов М.Г. Воронов нашел в архиве имена вышивальщиц, работавших над созданием стеклярусных панно. Это Анна Андреева, Авдотья Логинова, Татьяна и Лукерья Кусковы, Прасковья и Матрена Петровы, Авдотья Петрова, Клеопатра Данилова, Марья Иванова. Ими руководила Мария де Шель (де Шен). А вторым своим рождением Стеклярусный кабинет обязан М.В. Денисовой, Г.Г. Федоровой, Л.Н. Логиновой, Т.В. Груниной-Шкварок, М.Н. Тихоновой и А.А. Шапран. Интересно, а не было ли у сотрудницы Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа Л.Н.Логиновой пра-прабабушки Авдотьи?

Стеклярусный кабинет

На сайте Эрмитажа можно увидеть этапы реставрации панно:
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2010/hm4_1_263.html
Tags: 18 век, Россия, рококо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments