Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Вспоминая Мантую. Часть пятая: Джулио Романо

В начале XVI века молодой маркиз Федерико II Гонзага приглашает в Мантую Джулио Романо. Любимый ученик Рафаэля был принят необыкновенно радушно. Об этом детально повествует в своих жизнеописаниях Джорджо Вазари. Маркиз, обласкав художника, «приказал предоставить ему достойным образом обставленный дом и пожаловал содержание и стол ему, его ученику Бенедетто Паньи и другому, служившему ему, юноше. И, более того, маркиз послал ему несколько канн бархата и атласа и других материй и сукон, чтобы ему приодеться, узнав же, что у него не было выезда, он приказал привести любимого своего коня по имени Руджери и подарил его ему. Джулио сел на него, и оба они отправились за ворота Сан Бастьяно, туда, где на расстоянии выстрела из самострела у его превосходительства было имение с конюшнями, именуемое Те и расположенное вокруг луга, где был завод его жеребцов и кобыл. И когда они туда прибыли, маркиз заявил, что желает, не ломая старой стены, привести имение в порядок так, чтобы в нем были хотя бы небольшие помещения, куда можно было от времени до времени приезжать, чтобы с приятностью там отужинать или отобедать». За 10 лет в низине, за городскими воротами был построен странный дворец, больше похожий на роскошную конюшню, чем на человеческое жилье:



Палаццо дель Те







Здание кажется нам сложенным из мощных каменных глыб. И это – первая иллюзия, с которой мы сталкиваемся в палаццо Те. На самом деле, «так как в этой местности нет ни естественного камня, ни каменоломен с приспособлениями для отески и резьбы камней, которыми умелые мастера пользуются при постройке, пришлось ему (Джулио Романо) пользоваться кирпичом и обожженной глиной, покрывая их потом штукатуркой», – свидетельствует Вазари.



Палаццо дель Те



Мощный руст, тосканский ордер, глубокие арки и выразительная пустота ниш, общая приземленность здания – сообщают облику здания торжественность и суровость.



Палаццо дель Те



Палаццо дель Те



Обратимся опять к Вазари: «Форма же этого дворца такова. Здание это прямоугольное и в середине его - открытый двор, похожий на луг (или, вернее, на площадь), куда крестообразно открываются четыре входа. Первый сразу бросается в глаза, раскрывая огромнейшую лоджию, вернее, вводя в нее; она же через другую лоджию выходит в сад».



Палаццо дель Те



Первое помещение, куда нас вводит Вазари, – зал с потолком, который «расчленен кессонами разного вида, расписан фреской, и на стенах написаны с натуры самые красивые и самые любимые породистые лошади маркиза, а также собаки той же масти и с такими же пятнами, как и лошади, и с их именами. Все они были нарисованы Джулио, писали же их красками по сырой штукатурке его ученики живописцы Бенедетто Паньи с Ринальдо Мантуанцем и настолько хорошо, что они кажутся живыми».



Палаццо дель Те

http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/z_other/1cavall.jpg



Палаццо дель Те



«Отсюда ход ведет в комнату, которая занимает угол дворца и в которой свод отделан прекраснейшими лепными глиняными и разнообразными карнизами, тронутыми кое-где золотом;





Палаццо дель Те

http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/0view.jpg





они же образуют четыре восьмиугольника, возносящих на самую шелыгу свода квадратное поле с плафоном, приподнимающим свод еще выше, где изображен Купидон, который перед лицом Зевса (осиянного в горной высоте небесным светом) сочетается браком с Психеей в присутствии всех богов. Изобразить это с большим изяществом и лучшим рисунком невозможно, ибо Джулио написал фигуры в сокращении снизу вверх настолько хорошо, что некоторые, имеющие в длину от силы один локоть, кажутся, если смотреть на них с земли, высотой в три локтя. И поистине, выполнены они с поразительным искусством и талантом, ибо Джулио удалось достичь того, что они не только кажутся живыми (настолько они реальны), но и приятным видом обманывают человеческий глаз.





Палаццо дель Те

http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/5vault1.jpg





В восьмиугольниках же изображены все другие начальные истории о Психее, повествующие о злоключениях, постигших ее из-за гнева Венеры, и выполненные столь же красиво и совершенно, а по другим углам около окон - многочисленные амуры, которые производят разное впечатление, в зависимости от занимаемого ими пространства. Весь этот свод расписан маслом кистью вышеназванных Бенедетто и Ринальдо.



Палаццо дель Те

http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/5vault.jpg



Остальные же, самые большие истории о Психее расположены внизу по стенам, и на одной фреске Психея купается и амуры ее омывают и тут же ее обтирают с красивейшими телодвижениями, в другом же месте, пока она купается, Меркурий накрывает пиршественный стол, а вакханки играют на музыкальных инструментах; там же и грации, написанные в изящнейшей манере, осыпают стол цветами, и Силен со своим ослом, которому сатиры помогают перелезть на козу, чье вымя сосут два путта, в то время как сам он беседует с Вакхом, у ног которого два тигра и который стоит, облокотившись на поставец. Этот поставец, по сторонам которого стоят верблюд и слон, - полукруглый, с цилиндрическим сводом, и весь покрыт гирляндами, зеленью и цветами и обвит виноградными лозами, отягощенными гроздьями с листьями, под ними же в три ряда стоят затейливые сосуды, блюда, стаканы, чаши, кубки и другая посуда разнообразной формы и причудливого вида, сверкающая так, будто она из настоящего серебра и золота, которые переданы простым желтым цветом и другими красками столь отменно, что свидетельствуют о способностях, таланте и искусстве Джулио, который показал здесь, как разнообразны, богаты и обильны его выдумка и его мастерство».



Палаццо дель Те

http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/1south0.jpg



Оторвавшись от детального описания Вазари, посмотрим и на другие сюжеты в зале Амура и Психеи. Одна из стен отдана Венере. Слева богиня купается вместе с Марсом, а справа ревнивый Марс преследует Адониса. В центре, над окном, изображены Вакх и Ариадна:





Палаццо дель Те

http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/2north1.jpg



Палаццо дель Те

http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/2north.jpg





Герои сказки об Амуре и Психее, которую потом много раз будут вспоминать в европейском искусстве, в 1518 году были изображены Рафаэлем и его учениками на стенах виллы Фарнезина в Риме. Джулио Романо наверняка знал эту роспись, и в палаццо Те, в 1530 году, предложил свою интерпретацию истории, рассказанной Апулеем. Из мира гармонии мы переносимся в мир необузданных страстей. Зрителя ошеломляет обилие обнаженных тел, он видит откровенные любовные сцены, вокруг него все движется и шумит. Брутальная энергия наполняет пространство зала.

Центральное место на западной стене отведено циклопу Полифему:



Палаццо дель Те

http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/3west1.jpg



Вот как характеризует сына Посейдона Филострат Старший: "Самый дикий из них, он живет здесь; одна бровь у него над его единственным глазом; его широченный нос навис над самой губой; питается он человеческим мясом, как самые дикие львы. Но теперь отказался он от такого стола, чтоб уж больше не казаться прожорливым и отвратительным: он влюблен в Галатею, увидавши ее издалека с горы, когда она играла на море. Он не играет, и свирель его подмышкою спрятана; он поет пастушечью песню, о том, что бела Галатея и весела, что слаще она винограда и что для нее выкармливает он и медведей, и ланей. Поет он все это, сидя под дубом, не заботясь о том, где пасутся его стада, сколько их, и почти не зная, где земля. Нарисован он в виде страшного жителя гор, потрясает он волосами, прямыми и торчащими, как иглы сосны; острые зубы торчат у него из прожорливой пасти; грудь и живот у него, все до кончика пальцев косматое. Думает он, что влюбленный он выглядит кротким, на самом же деле диким и скрытно-злобным, как дикие звери, в неволю попавшие".

Полифем - это образ Вожделения, и окружают его сцены чудовищной страсти. Справа ослепленная любовью Пасифая влезает внутрь коровы, сделанной Дедалом. Как известно, это поможет ей удовлетворить свою страсть к прекрасному быку, и в результате этого противоестественного союза на свет появится Минотавр.





Палаццо дель Те

http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/3west.jpg



А в результате совокупления Зевса, принявшего образ змея, и Олимпиады родится Александр Македонский. Эта сцена изображена слева. В дверь заглядывает законный муж Олимпиады – Филипп, в глаз которого вонзается молния Зевса:



Палаццо Те

http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/3west2.jpg



В каждом зале Джулио Романо стремится удивить гостей палаццо Те новыми эффектами, неожиданным сочетанием живописных композиций и скульптурных деталей. В спальне герцога не плафоне изображено падение Фаэтона, вокруг которого вьются скульптурные хороводы путти и живописные композиции с играми амуров:



Палаццо дель Те



Наконец череда покоев прерывается лоджией Давида, и у нас появляется возможность немного передохнуть:



Палаццо дель Те



Продолжение следует.



Текст «Жизнеописания Джулио Романо, живописца» Джорджо Вазари:

http://www.centre.smr.ru/win/artists/romano/vasari_romano_01.htm

Отрывок из Филострата Старшего:

Филострат (Старший и Младший). Картины. Каллистрат. Статуи. Феофраст. Характеры. Рязань, 2009, с. 96.



Другие воспоминания о Мантуе:

Пизанелло: http://cicerone2007.livejournal.com/35377.html

Мантенья: http://cicerone2007.livejournal.com/36252.html

Фрески на улицах: http://cicerone2007.livejournal.com/41197.html

Леон Баттиста Альберти: http://cicerone2007.livejournal.com/51691.html

Tags: 16 век, Италия, архитектура, фреска
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments