alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in history_of_art,
alexander pavlenko
alexander_pavl
history_of_art

Category:

Историзм в живописи на одном примере 1

Середина XIX века – очень интересное время, когда, по сути, складывалось современное представление о всемирной истории, строились и перестраивались средневековые и античные руины, выглядевшие недостаточно средневековыми и античными, появлялось неимоверное количество исторических артефактов и вводилось в оборот множество древних текстов. Это понятно – в Европе строились национальные государства, национализм был начертан на знаменах прогрессивной буржуазии всех стран и нуждался в идеологическом обосновании. Немцы назвали ту эпоху «историзмом». Живопись «историзма» шла в ногу со временем, так что везде расцветал квазиреалистическая, тонко стилизованная «историческая» тематика. История, как литература, нуждалась в иллюстрациях своих концепций, и уже никого не удолетворяли античные персонажи в турецких тюрбанах, увешанные венецианскими драгоценностями. Требовалась достоверное соответствие новым историческим концепциям, каждая эпоха должна была получить свойственный только ей исторический облик. Например, в Англии над патриотическим мифом о средневековом «Лондоне маленьком, чистом и белом» работали прерафаэлиты. Но мне хочется рассказать не о Уильяме Моррисе, не о Россети с Соломоном, и даже не о суперзвезде «историзма» сказочном короле Людвиге Втором Баварском, а о венском художнике Хансе Макарте и его обширном полотне «Въезд Карла Пятого в Антверпен».



Это прекрасная картина, форматом 520 на 952 сантиметра, написанная в 1878 году, экспонировавшаяся в том же году на Всемирной Выставке в Париже и там же удостоенная награды. После этого прошло триумфальное турне чрез Берлин, Мюнхен, Дрезден, Лондон и Базель. Повсюду публика буквально ломилась на на редкостное шоу, а в 1881 году картина была приобретена магистратом Гамбурга за 75 000 марок, причём в Кунстхалле, где её выставили, был специально поднят потолок и раздвинуты стены.
Автор этой картины, Ханс Макарт, был человеком незаурядным. Он родился в 1840 году в Зальцбурге, в бедной семье, и, даже став очень богатым человеком, сохранил недоверие к власть имущим. Когда его, знаменитого на весь мир венского маэстро живописи, хотели удостоить дворянского звания, он отказался, в очень резкой форме. Впрочем, орден Империи он принял.
Макарт задавал общеевропейскую (для германоязычного мира) моду на цвета, аксессуары, декоративное оформление. В Берлине, Вене, Дрездене и Праге дамы оформляли свои будуары в соответствии со слухами об ателье Макарта, куда джентельмены являлись без своих супруг. Гирлянды из засушенных цветов с пальмовыми ветвями назывались «а-ля Макарт» и встретить их можно было повсюду, от Майнца до Санкт-Петербурга.
Индустриализация XIX века сопровождалась социальными взрывами и те правители, кто был поумнее, охотно отвлекали революционные массы организацией разного рода шоу – опера, оперетта, балеты, общедоступные театры и панорамы. Художники получали массу заказов на эскаписткую патриотическую историческую живопись, но Макарт не любил пропаганду, избегал государственных заказов и работал только с частными лицами. Однако биржевой кризис 1873 года года вынудил мастера повернуться лицом к Большому Капиталу и монуменальная работа «Венеция склоняется перед Катериной Корнаро», стилизованная под Тьеполо, была продана в 1875 году Берлинской Национальной Галерее. Следующей ступенью идеологической капитуляции Макарта должна была стать работа «Въезд Карла Пятого в Антверпен», но художник вывернулся. А как он это сделал, я расскажу в следующий раз.


Tags: 1870-е, Австрия, академизм, занимательные факты, историзм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment