Давид (bolivar_s) wrote in history_of_art,
Давид
bolivar_s
history_of_art

Categories:

Последнее чудо великого Гауди.


Последнее чудо великого Гауди - Собор Святого семейства в Барселоне.

 

Пожалуй единственная во всей Барселоне очередь которую вы обязательно встретите - это очередь в собор Святого Семейства - Саграда Фамилия .

Этот макет дает некоторое представление о том как по замыслу Гауди должен был выглядеть его Храм . По рекомендации своего бывшего учителя Джоана Марторелли , Гауди начал работу над как он считал в то время первым из соборов своей новой серии , который в конечном итоге стал ему памятником и делом всей его жизни .

 

По инициативе духовного собрания верующих в 1884 году недалеко от центра Барселоны Гауди начал строительство храма , посвященного Иисусу Христу и его родителям Иосифу и Марии . Храм получил имя "Святого Семейства (Sagrada Familia)" . Гауди решил создать грандиозный памятник в котором многочисленные монументальные скульптуры сочетаются с классической строгостью католических соборов . Он делает план своегот собора похожим на латинский крест .

 

В 1926 году великого архитектора и художника не стало , а во время гражданской войны в Испании случилось казалось непоправимое - планы собора были сожжены . К счастью многие из них были восстанолены в 1940 году и грандиозное строительство , которое как ожидается , будет завершено после 2032 года продолжилось . Фасад Рождества , склеп и абсида были построены под руководством Гауди . Фасад Страсти Господней начали строить в 1952 году его последователи Франсеск Кинтана , Изидр Пуч и Доменек Суграньес . Над зданием возвышаются величественные башни . Восточный фасад собора оформлен изображением сцены Рождества Христова , западный - "Страсти Христовы " . Главный южный вход украшен композицией " Божия Слава ". Внутри собор состоит из нефа и прямоугольников с большой осью и трансептами . Там где находится крест центрального нефа и трансепта , архитектурное пространство венчает огромная арка , над которой витает импозантная башня , заканчивающаяся высокими фонарями . Она поднимается на 170 метров над землей , а вокруг нее расположены четыре более низких башни . Возвышающаяся над апсидой Дева Мария украшена двенадцатью звездами . Эти башни придают зданию его неповторимый силуэт . Всего у собора по плану должно быть восемнадцать башен . До сегодняшнего дня лишь восемь из них построены , но и они уже придают собору неповторимый и величественный вид .

 

По замыслу Гауди храм Святого семейства должен стать выше на 20 метров собора Святого Петра в Ватикане и включать в себя 12 башен , символизирующих апостолов . Эти башни поднимутся в небо в виде разноцветных епископских митр вместе с четырьмя главными башнями . Самая высокая , 170 метровая символизирует Христа , а другая посвящена Деве Марии . Перед собором разбит чудесный сад с прудом , в прохладе которого можно приятно отдохнуть жарким испанским летом .

Строительство собора Саграда фамилия началось в 1882 году . Храм был посвящённой Святому Семейству . Городские власти Барселоны выделели участок земли , находившийся в то время недалеко от центра города . Над проектом этого храма уже работал архитектор Франческо дель Вильяр , но все что он успел сделать до 1891 года это была только крипта под апсидой построенная в неоготическом стиле . В том же году строительство было передано Гауди . Судя по легенде на барселонского лавочника , который был духовным лидером братства , заказавшего этот храм , снизошло видение . Ему было поручено передать строительство Святого семейства голубоглазому европейцу . Увидев Гауди , лавочник понял что это именно тот человек , кто обязан возвести их храм . Гауди принялся за дело ставшее венцом всей его жизни . Он не спешил с возведением храма , а на вопросы когда же он будет закончен отшучивался тем что его "клиент не торопится" . В его планах было построить уникальный , единственный в своем роде собор не следуя никаким сущестовующим в архитектуре стилям . Только по духу и основной форме латинского креста будущий храм должен был по замыслу Гауди относится к готическому стилю . Все остальное он выражал своим особым языком в котором переплетались между собой всевозможные стили от вошедшего тогда в моду кубизма до классики . Храм медленно , всему назло , поднимался в небо удивляя и поражая барселонцев своими необычными для католических зданий формами . Тогда никто из них не предполагал что именно Храм Святого Семейства прославит их Барселону и самого Гауди .

 

Начало прошлого века было бурным не только в России , но и во всем мире. Испанцы тоже не оказались в стороне от модных тогда анархических идей . В 1909 году в Испании народ начал громить церковные здания . Гауди не обращая на это внимание и медленно , по-черепашьи , продолжал возводить собор . Настал 1936 , великого мастера уже нет в живых , но снова анархисты во время гражданской войны устраивают погромы в церквях и сжигают сделанные руками Гауди макеты его собора . Беда была в том что архитектор не любил чертежи и не делал планов будущего собора . Поэтому потеря макетов остановила дальнейшие работы на два десятилетия . Гауди предпочитал определить что должно быть построено в общих чертах , а потом , во время самого строительства , дополнял черновой облик приходящими ему в голову в тот момент мыслями . Он жил и спал на строительной площадке следя и подправляя все время , иногда даже разрушая уже сделанное в возводимом им храме . Храм не смотря ни на что медленно , но уверенно поднимался , смахивая издалека или на растущие в пещерах сталагмиты , или на огромный муравейник , чем вызывал у барселонцев все большее и большее удивление . По замыслу Гауди на каждом из трех фасадов Святого Семейства должны быть размещены по четыре высоких башни неправильной формы , которые все вместе будут символизировать двенадцать апостолов . В свою очередь каждый из этих трех фасадов будет посвящен отдельному периоду жизни Христа . Это Рождество Христа , Страсти Христовы и Воскрешение Христа . Каждый из этих трех фасадов по его замыслу должен быть отделан барельефами , статуями и панно на соответствующую этому фасаду тему .

 

Начиная с 1914 года Гауди живет только одним - строительством Святого Семейства . Тридцать пять лет взяло у него , не торопясь , обдумывая каждую деталь и нередко переделывая уже готовое , построить и украсить восточный Рождественский фасад и четыре возвышающиеся над ним башни . Окончательно весь Рождественский фасад был достроен в начале 1950-х годов . Большая , западная часть собора продолжает строиться и в наше время . К концу своей жизни Гауди полностью превращается в отшельника , выходящего за пределы стройплощадки только чтобы набрать денег на продолжение строительства . Это объяснялось специальной оговоркой ассоциации почитателей Св.Иосифа , которая и заказала само строительство . По ней все деньги на это строительство должны быть пожертвованы жителями города . Гауди превращается в человека живущего одной лишь навязчивой идеей и начавшего к тому же верить в то что на него возложено мессианское предназначение .

 

На внутреннее убранство Храма Гауди обращает не меньшее внимание чем на его внешний вид . Колонны , поддерживающие своды Храма Святого Семейства должны по его замыслу также как и башни над ними символизировать двенадцать апостолов . Взметнувшиеся ввысь гигантскими деревьями колонны поддерживают купол . Они так же непохожи одна на другую как и были непохожи друг на друга 12 поддержавших Христа апостолов . Сделанные из различного вида изменяющихся по мере движения вверх многоугольников , они создают впечатление тропического леса , через кроны которого просматривается небосвод . Расположенные на разной высоте разноцветные окна создают иллюзию то голубого неба , то свечения находящихся на нем звезд .

Некоторые исследователи творчества Гауди связывают его необыкновенное видение мира , выражающееся в совершенно необычных архитектурных воплощениях и всевозможных , порой казалось бы совершенно не совместимых переходящих друг в друга стилях , последствиями лечения маленького Гауди сильнейшими настоями наркотических трав , которыми его поили в детстве заглушая причиняемые ему артритом боли .

 

 

В природе не существует ни одной прямой линии и Гауди свято придерживался этого постулата в своем творчестве . Этого не понимал и не одобрял тогда никто из современных ему архитекторов . И вообще общепринятые методы строительства были ему совершенно чужды . Может быть потому что родившись в семье кузнеца он видел как из под рук мастера выходят без всяких чертежей и расчетов готовые изделия . Так и он вместо использования формул рассчитывал нагрузку храма путем привязывания к его моделям мешочков с песком . В 1926 году по дороге на вечернюю службу трамвай сбивает Гауди и его , неопознанного , в нищенской одежде , отвозят в больницу для бедных . Там , в госпитале Святого Петра и Святого Креста через несколько дней в возрасте 74 лет , великий архитектор умирает . Лишь случайно его тело было опознано и захоронено в крипте его собора .

Западный портал , который строится уже после смерти Гауди , многими современными критиками воспринимается как некий китч . Безликий Христос на распятии , окруженный фигурами фантастических воинов очень неоднозначен и вызывает много споров , но и при жизни Антонио Пласидо Гилермо Гауди и Корнет ( так звучит его полное имя ) большинство его современников также не понимало возводимого им творения . Большое видится издалека .

 

Строительство ведется , но медленно , может быть барселонцы одумаются и оставят все как есть , а может быть и откроют как обещали это без преувеличение чудо смешения стилей и эпох в 2032 году... поживем - увидим . Единственно чем мы можем помочь - купить входной билет - ведь строительство идет на собранные от них деньги .

http://www.vmireinteresnogo.com/article/the-last-great-miracle-of-the-holy-family-cathedral-gaudi-in-barcelona 


Tags: 20 век, Испания, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments