Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Вспоминая Мантую. Часть пятая: Джулио Романо (продолжение)

Лоджия Давида – архитектурная доминанта палаццо Те. Тяжелые своды ложатся не на мощные столбы, а на стройные колонны. Многочисленные декоративные элементы не облегчают своды, а еще больше их утяжеляют.

Палаццо дель Те



Через лоджию проходит главная ось дворца, соединяющая внутренний двор и сад. Но прежде, чем продолжить наше путешествие по анфиладе парадных залов, давайте заглянем в прямоугольный замкнутый двор:

Палаццо дель Те

Рустованные стены оживляют ниши и оконные проемы. В прямоугольных нишах второго этажа когда-то располагались живописные композиции:

Мантуя

Оконные проемы восточной и западной стены превращены в ниши. Особенно интересна одна деталь этих двух стен – странное «поведение» классического триглифно-метопного фриза: над нишами и заложенными окнами триглифы начинают выпадать, нарушая целостность антаблемента. Архитектор своими руками как бы «разрушает» здание, показывая, что перед нами не конструктивные, а сугубо декоративные элементы, с которыми можно играть как угодно.

Палаццо дель Те

Вернемся в интерьеры. Один из них оформил Франческо Приматиччо, который позже будет работать при французском дворе. Созданный им покой украшен изящными барельефами на своде и двумя фризами, где, по словам Вазари, «в прекрасной манере изображено все войско из римской колонны Траяна».

Палаццо дель Те

Но самый прославленный интерьер в этой части дворца – угловой зал Гигантов, где архитектура разрушается средствами живописи. По словам Вазари, « тот, кто входит в эту комнату и видит, как перекошены и того гляди обрушатся окна, двери и другие подобные им части и как падают горы и здания, не может не убояться, как бы все это на него не обрушилось, особенно когда заметит, что даже все боги, изображенные на этом небе, разбегаются кто куда. Но что в этом произведении удивительно, это то, что вся картина в целом не имеет ни начала, ни конца, что ею покрыто все и все так связно переходит одно в другое без определенных границ и без промежуточных орнаментальных украшений, что вещи рядом с постройками кажутся огромнейшими, удаленные же в пейзаже теряются в бесконечности».

Палаццо дель Те
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/giganti/0view2.jpg

Вазари описывает плафон зала, над которым Джулио Романо работал вместе со своими учениками: «Он изобразил на самом верху свода небо с троном и Юпитера с орлом, которого написал в сокращении снизу вверх и спереди, восседающим внутри круглого сквозного храма на колоннах ионического ордера, с балдахином в середине над седалищем, и все это утверждено на облаках. Ниже он написал того же Юпитера, мечущего в гневе молнии в гордых гигантов, еще ниже - помогающую ему Юнону, кругом же ветры, которые со странными ликами дуют вниз на землю, и тут же богиню Опис со своими львами, услышавшую страшный грохот молнии, как услышали его и другие боги и богини и в особенности Венера, стоящая радом с Марсом и Момом, который с распростертыми руками, словно сомневается, не обрушится ли и небо, но все же стоит недвижимо. Подобным же образом стоят и грации, охваченные страхом, и так же рядом с ними и Оры, в общем, каждое божество на своей колеснице готово обратиться в бегство».

Палаццо дель Те
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/giganti/5vault.jpg

«В другой части этой росписи Джулио изобразил других гигантов, на которых рушатся храмы, колонны и другие обломки зданий, беспощадно калеча этих гордецов и обрекая их на погибель. В этом месте среди обрушивающихся зданий в комнате помещен камин, и когда в нем разводят огонь, кажется, что это горят гиганты. <…> К тому же, чтобы произведение это стало еще более стройным и ужасным, Джулио изобразил там упавших на землю гигантов огромных размеров и странного телосложения, поскольку громы и молнии поражали их по-разному: одного лежащим ближе, другого - дальше, кого убитым, а кого раненым, иного же заваленным обломками гор и строений. И потому пусть никто и не надеется когда-либо увидеть творение кисти более страшное и ужасное и в то же время более естественное, чем это».


Палаццо дель Те
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/giganti/4north1.jpg

Вдоволь «насладившись» ужасами, хочется поскорее покинуть замкнутое пространство. Поэтому отправимся в сад и посмотрим на палаццо Те снаружи. К дворцу примыкает пруд. Мост соединяет лоджию Давида и сад:

Палаццо дель Те

Маски на парапетах напоминают нам о страдающих внутри здания гигантах:

Палаццо дель Те

Завершает сад арочная экседра:

Палаццо дель Те

От нее открывается прекрасный вид на садовый фасад дворца:

Палаццо дель Те

А рядом с экседрой еще одна архитектурная и живописная забава Джулио Романо: Секретный садик с гротом:

Палаццо дель Те

На стенах садика мы видим рельефы по мотивам басен Эзопа:

Палаццо дель Те

Лоджия украшена росписями и мозаикой:

Палаццо дель Те

А в интерьере садового павильона мы встречаем изысканную фреску с гротесками. Она напоминает о том, что Джулио Романо приехал в Мантую из Рима, что он, как и его современники, видел и копировал подлинные древнеримские росписи, не дошедшие до наших дней.

Палаццо дель Те

Мы бродили по палаццо Те чуть ли не в одиночестве. И эта атмосфера тишины заставила вспомнить характеристику этого ансамбля в «Образах Италии» П.Муратова: «Во дворце Джулио Романо и Федерико Гонзага никто никогда не жил и не мог жить! С таким чувством проходим мы по его залам, готовые упорствовать в своем убеждении, даже если бы его опровергнула история. Есть совершенно исключительная по своей напряженности показность во всем живописном и скульптурном убранстве Палаццо дель Те. Строитель и живописец здесь все рассчитывал на впечатление, прибегая к силе искусства или диковинности выдумки, и в каждом своем задании он был так поглощен какой-либо отдельной затеей, что не позаботился даже об общем впечатлении всей затеи в целом.
Убранство Палаццо дель Те мало связано с его архитектурой, строгий фасад его ничем не предваряет тех не признающих никакой меры шуток и не знающих никакого удержу вымыслов, которым предался Джулио Романо в аранжировке росписей и стукко. Портреты любимых коней мантуанского герцога выступают так неожиданно из стен первой же комнаты, вакханалии, сопровождающие «свадьбу Амура и Психеи», оглушают нас в главном зале, тела исполинов, перемешанные с глыбами камня и кусками колонн, рушатся в нестройном катаклизме знаменитой Sala dei Giganti [Зал Гигантов]. И всюду «обманы зрения», удивительные ракурсы, намалеванная архитектура, разливы краски, дерзость выдумки, и рядом с этим благородная тонкость гипсов Приматиччо в одном из маленьких кабинетов и музыкальность ренессансного гротеска в заброшенном садовом павильоне.
Чинквеченто явилось в покои Палаццо дель Те во всеоружии своей артистической кухни, спеша ответствовать вкусу молодого мантуанского маркиза всеми ее блюдами, как ни были бы они разнообразны и в какой странной последовательности ни чередовались бы они. Джулио Романо мы чувствуем здесь всюду, и если не всюду видим руку его, то узнаем лишь одному ему присущий напор воображения». / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.2, М.,1994,стр.365./

Текст «Жизнеописания Джулио Романо, живописца» Джорджо Вазари:
http://www.centre.smr.ru/win/artists/romano/vasari_romano_02.htm

Другие воспоминания о Мантуе:
Пизанелло: http://cicerone2007.livejournal.com/35377.html
Мантенья: http://cicerone2007.livejournal.com/36252.html
Фрески на улицах: http://cicerone2007.livejournal.com/41197.html
Леон Баттиста Альберти: http://cicerone2007.livejournal.com/51691.html
Джулио Романо: http://cicerone2007.livejournal.com/56671.html
Tags: 16 век, Италия, архитектура, фреска
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments