senart_artdeco (senart_artdeco) wrote in history_of_art,
senart_artdeco
senart_artdeco
history_of_art

Category:

Рафаэль в Москве. Портрет Дамы с единорогом.

В связи с объявленным в России годом Италии, серия моновыставок по музеям столиц началась с Рафаэля. В Эрмитаже осталось две работы мастера (из четырех две продали в Америку в 1930 г.), одна ранняя, другая - не характерная. Смотреть портреты Рафаэля надо ехать в Рим, Флоренцию, Мюнхен, Лувр. А вообще, выставка одной картины – это всегда интересно. Ты не распыляешь внимание на остальные шедевры выставочного пространства, если они, конечно, присутствуют рядом. «Даму» выставили в зале итальянского Возрождения, но, так как Пушкинский (он же Цветаевский), изначально предполагался учебным музеем слепков, то окружение у этой дамы из собраний Румянцевских музеев Университета, ну и того, что еще смогли найти в частных коллекциях , относительно скромное (и хорошее). Портрет на этом фоне выглядит совершенным монолитом Возрождения, тем более, что он и создан уже в зрелую пору художника.
1.


Хотя, что считать зрелостью художника? :)) В 1505 Рафаэлю исполнился 21 год, он уже блестяще поработал во Флоренции и приезжает в Рим, где немедленно становится самым любимым и востребованным при дворе папы. Ну и, конечно, влияние Микеланджело и Леонардо. Технических трудностей для Рафаэля не существует. В работах он полемизирует с великими соотечественниками. Известна фраза, сказанная Микеланджело, случайно увидевшим фрески Рафаэля в Ватикане. Почему случайно? Потому что, основным условием художников была конфиденциальность исполнения работы, то есть никто, кроме папы не имел право зайти и посмотреть, что и как делает мастер. Увидев уже законченные фрески, явно выполненные под влиянием пластической мощи его же таланта, Микеланджело сказал: ”Вот к чему может привести упорное прилежание…». Имея ввиду, конечно, свое влияние на приобретенную во фресках манеру письма нового любимчика папы и всей римской знати. В это время Рафаэль был завален работой. Потому многие вещи выполнял лишь на уровне рисунка на картоне, остальное доделывали ученики и помощники. Кроме портретов – это работы в Ватикане (фрески) и участие в раскопках античных руин. Самыми известными из которых - гроты, в только что открытом Золотом доме Нерона (лоджии Рафаэля – те самые зарисовки «гротесков» , естественно, дополненные и допридуманные гением художника.
2.


Для России Рафаэль был недосягаемым идеалом имперского академизма, увы, выхолощенным, а на поздних этапах и совсем бездушным и отталкивающим. Отчасти можно понять критика В.Стасова, в полемическом запале 60-х 19 века, нападавшим не столько на великого мастера, сколько на засушенный в своем развитии академизм. Труднее понять Репина, который уж совсем отказывал Рафаэлю во всем. И смотреть в Риме, ему Илье Ефимовичу, нечего, кроме Моисея Микеланджело, все для него в Риме «пошлое, поповское» : «…а во главе с Рафаэлем старое, детское, что смотреть не хочется. Я чувствую, во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия, с ее условной до рвоты красотой» (Пчела, 1875. № 3).
Кроме того, существовал еще и литературный фантом искусства Рафаэля в России, особенно в 19 веке. Пушкин, увы, так и не попавший в Европу, знал творчество художника лишь по литографиям и рисункам. Но если и писал о мадоннах «чистейшей прелести» то, несомненно, имел ввиду художника из Урбино.
Но у Александр Сергеевич на все свое мнение и здоровый компромисс, потому в письме к Жуковскому, отзывавшемуся восторженно о великом итальянце, иронично парировал: ”В чертах у Ольги жизни нет, как в Рафаэлевской мадонне, румянец да невинный взор ». Что, как вспоминают современники, не помешало и ему через некоторое время быть побежденным таким взором:))

3.


В кабинетах Толстого и Достоевского висели фрагменты Сикстинской мадонны. А в пылу журнальной полемики с Репиным Достоевский периодически называет Рафаэля «господином Рафаэлем», как бы в пику Стасову, который, рассуждая и о Возрождении, и о его мастерах, все время вежливо ссылается на Репина: «Господин Репин».
По-своему, даже символично, что прежде, чем отдать Дрезденской галерее ее шедевры, в Пушкинском устроили выставку для всеобщего обозрения, где центром зрительского внимания была Сикстинская мадонна, хотя остальные шедевры были не менее известными, но и Рафаэль для нас больше, чем просто Рафаэль. Любопытная деталь - после войны, когда в 1948 году был закрыт музей новой западной живописи, фонды распределены между Москвой и Ленинградом, а с 1948 по 1953 год в Пушкинском экспонировались только подарки наций отцу народов Сталину, и лишь в 1955 году новое время началось с выставки спасенных шедевров Дрездена.

4.


До того, как стать «Дамой с единорогом» она успела побывать Св. Екатериной. На реставрации в 30-х годах убрали более поздние наслоения, а именно, плащ на плечах женщины и колесо (символ мученицы) на фоне пейзаже. На той же реставрации в рентгеновских снимках обнаружилось, что вместо единорога сначала была написана собачка, что давало исследователям думать, что портрет мог быть подарком жениху, так как изображение собаки являлось символом верности. По-прежнему, нет конкретных подтверждений о личности дамы . От версии, что это могла быть любовница папы Аександра VI Джулия Фарнезе, отказываются сегодняшние исследователи. Возможно, это Маддалена Строцци, вышедшая замуж за известного флорентийского вельможу Аньоло Дони.
5.


С единорогом так же нет согласия. Еще со средневековья это мифологическое животное символизировало женскую целомудренность. Здесь оно похоже на крошечную лошадку-ягненка с красивым рогом. А в преданиях это было свирепое создание, обуздать которое могла только молодая и незамужняя дева. Одним из ответов может быть указание, что чета Строцци жила во Флоренции в квартале единорогов, ну, вот название района таким было , а заодно и эмблемой семьи Фарнезе:)) Не хотят сегодняшние итальянские музейщики признавать эту милую юную и властную даму любовницей престарелого папы Александра Борджия, хотя, брат Джулии Фарнезе в будущем тоже станет папой римским, не без влияния сестры.

6.


Портрет удивительный, мощный, совершенный в свой выверенной гармонии и завершенности. Две колонны по краям картины служат дополнительным равновесием этой идеи. Чудесный воздушный пейзаж за спиной модели. Это новый тип портрета, предполагавший особое, вдумчивое общение с изображенным персонажем. Нет в нем места страстям, любым. Все пронизано грацией – категорией скорее эстетической, но и не лишенной сакрального смысла, пронизанного божественной красотой, одухотворенностью. Как иногда пишут исследователи грация Возрождения - это античная пластика, проступающая во всех видах искусства, в ваянии, зодчестве, в вазописи, в легкой поэзии, что вновь оживает у Рафаэля, как в русской лирике у Пушкина, в русской живописи у Ореста Кипренского и Карла Брюллова, в русской архитектуре у Карла Росси. Вот такие они истоки совершенной гармонии.
И чтобы все же убедиться, что Рафаэль Санти был еще и живым человеком, а не только богом от искусства хочется вспомнить, что художники часто повторяют :”Жил и умер, как Рафаэль!”. Имея ввиду и его талант, и его жизнелюбие…

7.

8.

9.


Примечание:
Фотографии сделаны 25 марта 2011г. в Пушкинском музее.
Tags: 16 век, Италия, выставки, живопись
Subscribe

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments