Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Пиза. Часть третья: Беноццо Гоццоли

В пизанском Кампосанто находился еще один фресковый цикл, созданный Беноццо Гоццоли. Но после Второй мировой войны мы уже никогда не сможем обрадоваться так, как П.Муратов, бродивший вдоль фресок XIV века: «Среди них такой неожиданной кажется встреча с Беноццо Гоццоли, который работал здесь в XV веке уже по поручению флорентийских властей. На протяжении почти четверти версты Беноццо написал двадцать две большие фрески. Воображение его и тут оказалось неистощимым, легкая его рука и тут не знала устали. Все удавалось ему, и все выходило у него привлекательно и занятно. Нельзя не любить его и здесь за веселость эпизодов, за грацию девушек и юношей, за пейзажи с виноградниками, кипарисами и пиниями» / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 239/. Кампосанто и для них стало кладбищем.

Кампосанто



Сейчас от этих фресок на сюжеты Ветхого завета остались лишь цветные тени, да и они результат героического труда реставраторов:

Фреска Беноццо Гоццоли

В Музее синопий экспонируются наброски, сделанные художником в процессе работы над фресками. Вот мужская фигура, которую мы можем легко узнать:

Синопия

А вот остатки другой. Художник сначала набрасывал фигуры обнаженных людей, а потом их слегка «приодевал» в рисунке:

Синопия

Более скрытый этап работы над образом средствами рисунка трудно вообразить. Если наброски или этюды на бумаге могли видеть посторонние, то синопия, выполненная прямо на стене, навсегда скрывалась под следующим слоем штукатурки. Но время распорядилось иначе. Реставраторы расслоили фрески и мы видим теперь то, как работал художник. Рисунки Беноццо проработаны больше, чем синопии мастеров XIV века:

Синопия


В них появляется даже светотеневая моделировка:

Синопия

Современники и потомки относили фрески в Кампосанто к лучшим произведениям Беноццо Гоццоли. Вазари в своем жизнеописании настолько прочно связал судьбу художника с Пизой, что сообщил о том, что Беноццо умер в этом городе и похоронен в Кампосанто. На самом деле свои дни художник окончил в Пистойе.

Эти рисунки сейчас поддерживают в экспозиции музея костюмы для постановок «Ромео и Джульетты». Это красное платье я узнала сразу: оно из фильма Франко Дзеффирелли 1968 года. Именно в нем я Джульетту и запомнила:

Платье Джульетты

Джульетта

Кстати, этот фильм получил два «Оскара». Один за операторскую работу, другой за костюмы Данило Донати:

Костюмы для "Ромео и Джульетты"

Костюмы для "Ромео и Джульетты"

Костюмы для "Ромео и Джульетты"

Кроме того, в Музее синопий были представлены и костюмы более ранней экранизации «Ромео и Джульетты» (1954 г.):

Костюмы для "Ромео и Джульетты"

Костюмы для "Ромео и Джульетты"

Росписи Беноццо Гоццоли в Капелле Медичи: http://cicerone2007.livejournal.com/59085.html
Первый рассказ о Кампосанто и Музее синопий: http://cicerone2007.livejournal.com/55599.html
Tags: 15 век, Италия, фреска
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments