Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Греческие вазы в ренессансном дворце

Один из самых запоминающихся экспонатов Археологического музея в Ферраре – фигурный сосуд в виде гротескной мужской головы. Кто это может быть? Есть предположение, что – Харон, перевозчик мертвых через подземную реку Стикс. Странно. Но только на первый взгляд:

Фигурный сосуд



Из уст Харона гости на пиру вполне могли бы услышать такие слова:

Желал бы я всем смертным посоветовать
Приятно провести жизнь быстротечную.
Ничто умерший, он лишь тень подземная:
Пока ты жив, короткой жизнью пользуйся.

/Афиней. Пир мудрецов. М., 2003, с.420/

А менада, бегущая по горлышку сосуда, может рассматриваться как образ быстротекущей жизни.
Этот ритон связывают с мастерской Сотада, из которой в середине V века до н.э. вышли поразительные и разнообразные сосуды. Продукцию мастерской Сотада я уже показывала: http://cicerone2007.livejournal.com/45175.html
http://cicerone2007.livejournal.com/45175.html

Фигурный сосуд

В собрании музея Феррары множество первоклассных греческих ваз. Ритоном в виде головы мула нас уже не удивишь, но вещь тоже прекрасная. Найдены эти сосуды в некрополях этрусского города Спины, который когда-то располагался в дельте По и был важнейшим портом Средиземноморья. Расцвет Спины пришелся на VI-III вв. до н.э. Потом город был заброшен. Археологии обнаружили его в XX веке. Находки из Спины и составили экспозицию музея в Ферраре. Кстати, несколько погребений представлено в залах целиком .

Фигурные сосуды

Сегодня я покажу лишь те сосуды, которые дополняют коллекцию греческих ваз, собранную в моем журнале. Вот очень интересный фигурный канфар, составленный из двух голов: с одной стороны на пирующих смотрел Геракл, с другой то ли амазонка, то ли царица Омфала. На сосуде сохранились даже следы позолоты. Он отлично дополнит ряд сосудов в виде голов: http://cicerone2007.livejournal.com/24657.html

Фигурный сосуд

На большом кратере, который датируется началом V века до н.э. и атрибутируется «вазописцу Голухова», менада воюет с возбудившимся сатиром. Он схватил ее за ножку, а она уже вцепилась в бороду и готова ударить его тирсом. Это парочка вполне впишется в нашу компанию сатиров и менад: http://cicerone2007.livejournal.com/38565.html

Менада и сатир

В Ферраре собрана великолепная коллекция рыбных блюд. Их очень интересно сопоставить с блюдами из Эрмитажа: http://cicerone2007.livejournal.com/43014.html

Рыбное блюдо

Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу
Сладостной негой пиров - после смерти ведь нет нам отрады.
В прах обратился и я, Ниневии великий властитель.
Только с собой и унес я, что выпил и съел и что взято
Мной от любви; вся же роскошь моя и богатства остались.

По преданию, такая надпись была на могиле Сарданапала. /Афиней. Пир мудрецов. М., 2003, с.420/
Но также думали греки и римляне.

Рыбное блюдо

Рыба была главным лакомством. Блюда с изображениями разнообразных рыб вполне сопоставимы с литературными творениями античных гурманов:
Кефаль пусть будет в ломтиках,
Да окунь, вдоль расщепленный,
Печеный скат, бока тунца,
Кальмар нафаршированный
И сростнозуб зажаренный,
Да главка морда, голова
Угря, кефали чресла,
И ската шиповатого
Хребет, морская ласточка,
Желудок «черта», камбала
Малюсенькая и анчоус,
Креветка - пусть же ничего
Не будет здесь пропущено.
/Афиней. Пир мудрецов. М., 2003, с.368/

Рыбное блюдо

Рыбное блюдо

Археологическая коллекция экспонируется во дворце, который считался резиденцией Лодовико Моро. На самом деле он принадлежал Антонио Костабили. Дворец начали возводить в первые годы XVI века, но не достроили, замысел архитектора был воплощен в жизнь лишь частично.
Спустимся по мраморной лестнице, ступени которой украшены орнаментальными мотивами, во двор.

Палаццо Костабили

Палаццо Костабили

Мы были в Ферраре в первые дни нового года. Город окутывала туманная дымка. В галерее стояла рождественская елка:

Палаццо Костабили

Палаццо Костабили

Когда мы подошли к полихромному порталу, стало проглядывать солнце:

Палаццо Костабили

Из садовой лоджии можно было попасть в зал, где экспонируются огромные лодки, выдолбленные из стволов деревьев. Их тоже нашли при раскопках в дельте По.

Палаццо Костабили

А в противоположном «Зале сокровищ» находится недавно отреставрированный плафон работы Гарофало, отдаленно напоминающий фреску Мантеньи в Камере дельи Спози:

Палаццо Костабили

На потолке мы видим феррарских дам и кавалеров, резвящихся путти и мартышек:

Палаццо Костабили

Гризайлью выполнены сцены из мифа об Эросе и Антеросе:

Палаццо Костабили

Во дворе палаццо воссоздан ренессансный сад:

Палаццо Костабили

Палаццо Костабили

Посетителей даже в воскресный день было совсем немного, уличный шум сюда не доносился, и мы бродили по дворам и залам, словно по чертогам спящей принцессы. Тихий Археологический музей в ренессансном дворце останется одним из лучших воспоминаний о Ферраре:

Палаццо Костабили

Узнала я о существовании этого музея из журнала raf_sh, за что его сердечно благодарю.
Скромный сайт музея: http://www.archeobologna.beniculturali.it/Ferrara/index.htm
Tags: 16 век, Древняя Греция, архитектура, фреска
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…