Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Кровь Христа

Национальная Пинакотека в Болонье – музей солидный и интересный. Здесь собраны произведения, которые на протяжении нескольких столетий были эталонными для учеников европейских академий. Сама идея академии художеств родилась в Болонье, где братья Караччи создали «Академию вступивших на правильный путь». Но на искусство болонцев XVII века сейчас смотришь с той или иной мерой иронии или уважения, а задевает тебя что-то совсем другое.
Для меня гораздо более интересными оказались залы музея, где представлены работы XIII-XV веков. Очень выразительно там смотрелись несколько больших живописных распятий. Они создавались для болонских церквей местными мастерами.
Когда ты видишь круцефикс не высоко над головой в алтаре церкви, а прямо перед собой на стене, то первое, во что упирается взгляд – кровь Христа. В «Распятии» Джованни Марторелли (начало XV в.) она течет по камням, попадает в расщелины и достигает черепа Адама, над которым, по преданию, и был распят Христос:

Фрагмент Распятия



Кровь Христа, обагрившая череп Адама, смывает первородный грех.

Распятие
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=5&IDOpera=214


В «Распятии» Микеле ди Маттео (1435 – 1445 гг.) кровь из ран Христа стекает по синему кресту,

Фрагмент Распятия

основание которого обнимает плачущая Мария Магдалина:

Фрагмент Распятия

Распятие
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=5&IDOpera=224


Марию Магдалину Микеле ди Маттео изображает и в другом «Распятии» для церкви Сан Доменико (1430 – 1435 гг.). Но здесь она изображена скорее в молитвенной позе, а капли крови, падая на нее, превращаются в нимб. Кровь Христа смывает грехи.

Фрагмент Распятия

Распятие
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=5&IDOpera=225


Джованни да Модена тоже работал в Болонье в XV веке. Он шокирует зрителей размерами гвоздя, которым прибиты к кресту ноги Спасители.

Фрагмент Распятия

В нижней части «Распятия» художник изображает стигматизацию Св.Франциска. Мастер тактично разводит два сюжета: скала отгораживает святого от Голгофы.

Фрагмент Распятия

Распятие
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=2&IDOpera=159


В круцефиксах XV века символика и натуралистические детали образуют особый сплав: почерневшие, распухшие ноги на золотом фоне, страшные гвозди, яркие пятна крови приобщают нас к страданиям Христа. Полтора столетия раньше это выглядело иначе. Капли крови Христовой превратились в готическом «Распятии» Ринальдо ди Рануччио (1265 г.) в орнаментальный мотив. И тело Христа, и кровь его стали достоянием вечности.

Фрагмент Распятия

Распятие
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=3&IDOpera=290


Увидеть детали мне помогла выставка современного фотографа Марио Креши, которая растекалась по всему музею. Рядом с готическим «Распятием» стоял один из ее экспонатов:

Фрагмент Распятия

Жаль, что сайт музея пока еще очень скромен:http://www.pinacotecabologna.it/index.php
С выставкой можно познакомиться здесь: http://ingalleria-bologna.blogautore.repubblica.it/2010/12/09/mario-cresci-forse-fotografia/
Tags: 13 век, 15 век, Италия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments