Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote in history_of_art,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars
history_of_art

Categories:

Смоленск. Древние храмы.




"Скромность" смоленских храмов 12 века (в литературе они фигурируют как домонгольские) числом три удивительна, тем более, что два из трех - хорошей степени сохранности. Ни  музейной экспозиции, ни автобусов с туристами. Обычные действующие церкви со скромными табличками, свидетельствующими об их древности.
Первый храм скромно расположился в углу вокзальной площади (он кстати виден с проходящих поездов, и проезжающие Смоленск могут на него посмотреть, наряду с крепостными стенами и Соборной горой), рядом с другой более новой церковью. Благодаря такому соседству, его даже снять непросто. А между тем, по общему мнению, церковь Петра и Павла на Городянке (1146), лучше всего  соответствует своему первоначальному древнему облику (благодаря реставрации 60-х годов 20 века) - тому самому, "древнерусскому", что неизменно трогает душу. Даже в вокзальном антураже.





Второй храм (церковь Иоанна Богослова, 1170-е) находится почти напротив первого - на берегу Днепра, у моста. От него осталось древнего меньше, чем от двух других, купол очевидно более поздних времен, но основательность стен напоминает об их возрасте. А как расположен....





С моста открывается вид не только на эту небольшую церковь, но и на третий храм, находящийся дальше по берегу (он же - на верхнем фото)



Это церковь Михаила Архангела, или Свирская, построенная в загородном дворце смоленского князя Давида Ростиславовича (1180-е годы). Поражает она прежде всего своей высотой, которая чувствуется изнутри - высоченный купол (около 33 метров, иными словами, десятиэтажный дом) сочетаниеся с не очень большим внутренним пространством, в результате получается устремленность ввысь - наверное к такому эффекту стремились древние мастера. Выражаясь "ученым" языком, "идея столпообразного храма с подчеркнутой вертикальностью композиции была выражена в этом исключительном памятнике предельно ярко."
Считается, что этот храм несколько искажен последующими переделками и реконструкциями. Я не специалист, не заметила. Древность его чувствуется буквально в каждом метре кладки.






Храмы Смоленска не произвели того впечатления, близкого к шоковому, которое было во Владимире, Боголюбове, Юрьев-Польском. Но это была важная и отрадная встреча с частью нашего прошлого.
Tags: 12 век, Россия, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments