nle2004 (nle2004) wrote in history_of_art,
nle2004
nle2004
history_of_art

Category:

"Голова Медузы"

В ГМИИ выставлена «Голова Медузы» работы Бернини. К сожалению, практически все сми повторяют пресс-релиз музея, а хочется посмотреть на это произведение чуть более серьезно. Поэтому предлагаю конспект интересной статьи искусствоведа Avigdor Poseq, которая была опубликована в журнале Konsthistorisk tidskrift (Journal of Art History) в 1993. Перевод мой.




Скульптура была подарена Музею Капитолия в 1731 году, тогда в инвентаре была сделана запись «скульптура очень известного мастера». Ни в книге «Жизнь Бернини», написанной сыном художника Доменико. ни в его биографии, автором которой был историк искусств Филиппо Балдинуччи, упоминания о «Голове Медузы» нет.

Предположение о том, что скульптура принадлежит именно Бернини было сделано Рудольфом Виттковером, одним из главных исследователей его творчества. По его мнению, бесспорное мастерство, с которым сделаны змеевидные волосы Медузы, как и неординарная трактовка мифологического сюжета, говорит о том, что автором является именно Бернини. Однако, он отметил наличие сравнительно слабых для такого мастера моментов - орнаментальное (плоскостное) решение бровей и рта, отсутствие динамики в складках драпировки на правом плече. Виттковер предположил, что это было вызвано тяжелой болезнью, поразившей художника в 1636 г.

В «Метаморфозах» Овидия, которые к тому времени были переведены на итальянский венецианцем Лодовико Дольче, сюжет мифа таков: когда-то Медуза была очаровательной девушкой, все в ней было красиво, но самыми прекрасными были волосы. Сам Нептун был пленен ее красотой и, однажды, он соблазнил девушку, причем сделал это святилище Минервы. Разгневанная богиня в наказание превратила волосы красавицы в клубок извивающихся змей. Христианские авторы часто пересказывали этот миф, хотя и считали его фривольным. Наиболее известна трактовка, которая содержится в «Морализованном Овидии» - тексте 14 века. Там голова Медузы символизирует страх, который сковывает ум человека, лишая его способности мыслить и даже двигаться. В этом тексте Медуза и ее сестры представлены как дочери дьявола, одна символизирует гордыню, другая - алчность, а Медуза - плотское наслаждение, за которое она была наказана.

То, каким образом скульптор показывает локоны, превращающиеся в извивающихся змей, предполагает, что это момент наказания Медузы. Этот мотив имеет свою историю репрезентации.
В архаике Медузу изображали в виде уродливой маски



В греко-римской традиции Медуза - девушка с правильными чертами лица и аккуратной прической, не выражающая физического страдания.



К такому типу изображения тяготели и художники Ренессанса - так изображает ее Б.Челлини в «Персее».







Но «Голова Медузы» имеет мало общего и со «спокойным» типом, и с архаичной маской горгоны. Скульптура имеет гораздо больше общего с описанием Медузы в трактате «Hypnerotomachia Poliphili», который был популярен у авторов эпохи Возрождения. В этом тексте упоминаются маски с изображением Медузы, к которым автор применяет эпитеты «прекрасная», «яростная», «ужасная», «проклятая». Описания масок дают основания предположить, что они сделаны под влиянием известной камеи 1 века н.э. - «Tazza Farnese». Камея в то время принадлежала Лоренцо Великолепному, который, по некоторым источникам, участвовал в создании трактата и, возможно, являлся прототипом главного героя. Позже камея попала в коллекцию Фарнезе, находилась в Риме и была известна художникам, там жившим. Предположительно, именно камея вдохновила и Бернини, и Караваджо на создание своих произведений.
Бернини всегда была интересна передача моментальных эмоций, еще в своих ранних работах он экспериментировал с выражениями лиц своих скульптур, как в парных бюстах «Anima Beata» и «Anima Dannata», которые датируют 1619-20 г.г. Технически они выполнены виртуозно, что дает возможность предполагать, что и «Голова Медузы» может быть датирована этим же периодом. Возможно, это и объясняет упомянутые выше «слабые стороны» скульптуры, причем т.к. ни «Anima Beata», ни «Anima Dannata» таких «недостатков» не имеют, есть основания считать, что «медуза» - самая ранняя из них и датируется 1616-1618 г.г.




Фотографии на этот раз из разных общедоступных источников.
Tags: 17 век, барокко, скульптура, теория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments