alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in history_of_art,
alexander pavlenko
alexander_pavl
history_of_art

Categories:

Маленький злобный испанец

Забавно, что художники XV века и первой половины XVI века были хорошими людьми. Самое большее, на что их хватало – эксцентричность поведения, как у нежного и прекрасного Содомы, собравшего в своём городском доме целый зверинец, немало достававший соседей художника запахами и шумом.
Однако после смерти Рафаэля ситуация начала меняться. Менялась интеллектуальная и политическая ситуация в Европе, параллельно деформировалась мораль интеллектуалов, и вот уже Бенвенутто Челлини хвастает в своих мемуарах кражами и поножовщиной. А к семнадцатому веку начинаешь недоумённо спрашивать себя – да есть ли среди талантливых художников мало-мальски порядочные люди? Если бы не благородный Рубенс, добросердечный Рембрандт и ещё несколько человек, картина нравов была бы совсем удручающая. Жизнь большинства художников превращается в черный роман с погонями, предательствами, убийствами, подлогами. Поневоле задаёшься вопросом, когда же они ещё и картины писать успевали? Да ещё как писать! Ни до ни после XVII века изобразительные искусства не поднимались на подобный уровень мастерства и поэзии!



Не будем далеко ходить за примерами. Вспомним Джузепе Риберу, прозванного «Спаньолетто» (то есть «маленький испанец»), и извивы его жизненного пути. Тем более, что Рибера – один из моих любимых художников. Почему? Потому что его «Святая Инесса в темнице», хранящаяся в Дрезденской Галерее, была самым эротоманским изображением из официально публиковавшихся в СССР моего детства. Да божеж мой! Картинка, изображающая голую девушку, почти девочку, с распущенными волосами, с которой некий ангел решительно срывает драпировку, оставляя её совершенно обнажённой – эта картинка знакома мне по «Детской Энциклопедии», самой лучшей, в переплёте цвета хаки. С формальной точки зрения, ангел должен бы прикрывать наготу милой большеглазой Инессы, но его жест очень, очень двусмысленнен. И эта двусмысленность совершенно в духе Риберы, с его извращённым чувством юмора.
С тех пор, как Иоахим фон Сандрарт опубликовал свою двухтомную «Немецкую Академию» с массой фактов из жизни тогдашних европейских мастеров, мы думаем, будто знаем, что Джузепе Рибера родился где-то неподалёку от Валенсии (с 50-х годов ХХ века считалось, что в деревеньке Хатибе, но это ошибка), в семье сапожника, что он учился живописи у Франсиско Рибальта, основателя Валенсианской Школы Живописи. Но Ксавье Портус, куратор раздела искусства испанского барокко в Прадо, считает эти сведения недостоверными. Их сообщил сам Рибера, когда вынырнул ниоткуда в Северной Италии, в Падуе, и сразу же отправился в Рим, где на него колоссальное впечатление производят работы Караваджо, умершего за два года до того. После этого Рибера до конца своих дней остаётся правоверным караваджинистом и «натуралистом» (то есть сторонником ультрареалистической живописи), хотя, конечно, с течением времени достаточно далеко уходит от образцов своего вдохновителя.
Год назад открыта одна из самых первых картин Риберы. Собственно, эта картина – «Воскрешение Лазаря» - известна довольно давно, великий Роберто Лонжи о ней даже отдельную статью написал, а в 2001 году Прадо приобрёл её на аукционе Сотби в Нью-Йорке за 2,5 миллона евро, но аттрибутировали её в качестве работы Риберы только год назад.



Картина сделана слишком уверенно для новичка, хотя бы и получившего отличное образование. Другими словами, у Риберы в 1611 году уже был опыт работы живописи, но по каким-то причинам он не желал, чтобы его следы до появления в Падуе были прослежены. Вроде бы, кто-то сообщает, что видел в Валенсии ряд портретов, писанных Хосе до его отъезда в Италию, впрочем, это крайне недостоверно. Некоторые исследователи даже думают, что Рибера вообще не бывал в Испании, а родился где-то в Трентино. Это сомнительно, потому что в 1625 году, беседуя с художником Мартинецем, на вопрос, не думает ли он, Рибера, о переезде в Испании, мастер с неподдельной горечью ответил, что никогда не реэмигрирует: «Наша с вами родина – нежная мать для всяких чужаков, но жестокая мачеха для родных детей». Что-то было, что привело к тому, что Рибера, единственный среди сотен великих живописцев своего века, аккуратно подписывал каждую свою картину. Но что именно случилось с ним в самом начале карьеры, этого мы уже никогда не узнаем.
В 1613 году Рибера, завоевав репутацию живописца, вступает в Академию Сан Лука,
До последнего времени считалось, что после работы в духе караваждинизму Рибера, во время поездки в Парму для работы над образом Святого Мартина для церкви Святого Просперо, познакомился с картинами Корреджо, творчество Риберы развернулось к более ярким и светлым краскам, но сейчас историки искусства придерживаются иного мнения. Темные и светлые, караваджинистские и корреджинанские картины в наследии Риберы чередуются, похоже, не более чем в связи с пожеланиями заказчиков.
Ещё несколько десятков удачных работ – работ, балансирующих на грани скандала - и Джузепе Рибера, завоевавший славу лучшего из караваджинистов, отправляется в Неаполь, ко двору вице-короля, герцога де Осуна .
А стоит напомнить, что Неаполь XVII века, это второй по величине город мира (после Парижа), форпост испанского владычества в Италии, невероятно богатый мегаполис, не имеющий самостоятельных политических амбиций, воплощённый Вавилон, где мужно купить и продать всё, на что только достанет фантазии – за любые деньги. Контрасты безумно прекрасного и запредельно отвратительного Неаполя превосходят всякое воображение. Именно тогда, в период расцвета, слитого с гниением, родилась поговорка «Увидеть Неаполь – и умереть». Самое подходящее место работы для «маленького испанца» Риберы.
Вообще-то, когда начиная этот пост, я хотел вкратце проанализировать несколько картин Риберы со святым Варфоломеем, но вводная биографическая часть оказалась длинновата, так что анализ лучше перенести во вторую часть.
Надеюсь, вы не скучали при чтении.
Продолжение следует.
Tags: 17 век, Испания, Италия, барокко, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments