Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Витторе Карпаччо. Глядящие из прошлого

Галерея Академии в Венеции – музей небольшой. Это спасение, поскольку он так насыщен шедеврами, что их восприятие находится уже на грани человеческих возможностей. Все великие мастера венецианской живописи здесь есть. Среди них и Карпаччо, представленный не просто отдельными произведениями, а целостным ансамблем картин из Скуолы Сант’Орсола (Святой Урсулы). Зимой в Галерее Академии посетителей совсем немного. В какой-то момент я осталась в зале одна, это обострило внимание – я стала видеть то, что раньше не бросалось в глаза. Все началось с этого молодого человека, который смотрит не на Папу Римского, не на Урсулу с женихом, не на епископов и даже не на стоящего рядом с ним гуманиста Эрмолао Барбаро, а на нас с вами:

Карпаччо. История св.Урсулы



В этом взгляде из прошлого есть что-то пронзительное, будто человек просит нас запомнить, оживить его. Столкнувшись глазами с ним, ты начинаешь в легендарных историях искать реальных людей конца XV века. В сцене «Встреча св. Урсулы и пилигримов с Папой в Риме», как и в других картинах цикла, персонажи делятся на три категории. Во-первых, это герои легенды, лишенные яркой индивидуальности. Во-вторых, это портретные фигуры донаторов или членов братства св.Урсулы, заказчиков картин. Наконец, это люди, подобные молодому человеку в черном одеянии, чье появление в композициях обусловлено каким-то особым отношением к ним художника.

Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/2/60meetin.jpg

В сцене «Прибытие пилигримов в Кёльн» таким «лирическим» героем выглядит сидящий юноша на первом плане. Он не смотрит на нас, он погружен в свои мысли или просто отрешился от происходящего:

Карпаччо. История св.Урсулы

А рядом с ним еще несколько персонажей. Живопись в этой части холста сохранилась плохо. Лицо седобородого воина почти стерлось, но обращенность к зрителям заставляет нас всматриваться в его черты, угадывать легкую улыбку:

Карпаччо. История св.Урсулы

Кстати, воины на первом плане – скорее всего гунны, осадившие Кёльн. Паломники вместе с Урсулой находятся еще на корабле. Следующая сцена будет изображать резню и погребение Св.Урсулы, погибшей вместе со своими спутницами и спутниками от рук гуннов. Задумчивые гунны смотрятся странно. На эту особенность картин Карпаччо обратил внимание П.Вайль в своем эссе о художнике: «У Карпаччо в середину кадра выдвигается не то, что важно, а то, что интересно и красиво: иначе говоря, что важно эстетически» /П.Вайль. Гений места. М.,2001, с.94/


Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/2/70arriva.jpg

На противоположной стене скуолы располагались сцены, предшествовавшие трагическому паломничеству. Их художник выполнил через несколько лет после 1495 года. Эти композиции наполнены не только мотивами ренессансной архитектуры, но и многочисленными портретами. Вот левая часть сцены «Приезд английских послов к королю Бретани». Послы и король находятся в центральной части композиции, а под арками расположилась группа молодых людей, отвернувшихся от церемониальной сцены:


Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/11ambass.jpg


Светловолосый красавец-сокольничий повернулся к зрителям, хотя и не смотрит на нас. Он думает о чем-то своем, как и два его соседа, созерцающие водные просторы:

Карпаччо. История св.Урсулы

Да и в центральной части композиции, в непосредственной близости от короля и послов, есть люди, совершенно отрешившиеся от происходящего:

Карпаччо. История св.Урсулы

Карпаччо. История св.Урсулы

В правой части картины мы еще раз видим короля, теперь уже в покоях дочери, с которой ему предстоит вскоре расстаться. Ведь в предшествующей сцене речь шла о сватовстве английского принца к Урсуле:

Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/14ambass.jpg

У лестницы, ведущей в опочивальню, сидит старая няня принцессы. Это – самый живой женский образ скуолы. Сгорбленная старушка с клюкой в руках настолько реальна, что провоцирует исследователей на чрезвычайно смелые предположения. А.В.Степанов, например, увидел в ней мать Витторе Карпаччо (А.В.Степанов. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века. С-Птб, 2005, с.392)

Карпаччо. История св.Урсулы

Бретань и Англия напоминают у Карпаччо Венецию, с ее дворцами и лагуной. Надо думать, что и публика на площадях и в лоджиях – это типичные венецианцы рубежа веков. Это – фрагмент сцены возвращения послов к английскому двору:

Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/32return.jpg


Вероятно, так же пробивалась из земли трава в конце XV века на пощади Сан-Марко. А белым мрамором укреплены берега в Венеции и сейчас. Только таких людей, как усталый персонаж с посохом и мальчик-музыкант, сейчас на набережных Венеции не встретишь. Впрочем, почему нет? Изменились костюмы, но лицо сидящего кажется вполне современным:

Карпаччо. История св.Урсулы

Некоторые персонажи Карпаччо одеты с особым шиком:

Карпаччо. История св.Урсулы

Вот центральная часть «Возращения послов». Когда мы переводим взгляд от роскошного палаццо, фасады которого облицованы мраморами и украшены росписями, к людям, то прежде всего замечаем щеголя, стоящего к нам спиной:

Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/31return.jpg


Это – особая тема картин Карпаччо: золотокудрые красавцы в роскошных одеяниях, шляпах с лентами. Их мы еще встретим. Художника гораздо больше интересуют их наряды, а не лица, поэтому он изображает щеголей обычно со спины:

Карпаччо. История св.Урсулы

В правой части композиции изображены серьезные персонажи во главе с английским королем. Послы сообщают королю, что миссия закончилась успехом: христианка Урсула согласилась выйти замуж за Конона, сына английского короля.

Карпаччо. История св.Урсулы
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/33return.jpg

Но лица короля и его близких суровы, поскольку послы сообщают об условиях невесты. Она готова стать женой, если Конон станет христианином и снарядит ее паломничество в Рим вместе с 10 000 девственниц. Конон оказался настойчив. Чем закончилось паломничество, мы уже знаем. Герои легенды словно предчувствуют грядущую мученическую смерть не только Урсулы, но и Конона вместе с тысячами девственниц.

Карпаччо. История св.Урсулы

Роль «лирических» персонажей отведена в этой части композиции мартышке с цесаркой:

Карпаччо. История св.Урсулы

Если в цикле картин о жизни Св.Урсулы Венеция была прекрасной грезой, то изображая чудо с реликвией Св.Креста, исцелением с ее помощью бесноватого патриархом Франческо Кверини, Карпаччо изображает реальную Венецию с деревянным мостом Риальто. Мы видим закатное небо, перспективу Большого канала и огромное количество венецианцев. Само чудо играет в композиции второстепенную роль. Разглядывая город и его жителей, мы о нем забываем.

Карпаччо. Чудо реликвии св.Креста
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/2/01mirac.jpg


В картине множество портретных фигур:

Карпаччо. Чудо реликвии св.Креста

Мы вновь встречаем нарядных щеголей:

Карпаччо. Чудо реликвии св.Креста

Юный гондольер грустно смотрит на нас:

Карпаччо. Чудо реликвии св.Креста

И еще один персонаж полотна хочет навсегда остаться с нами:

Карпаччо. Чудо реликвии св.Креста
Tags: 15 век, Италия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments