Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote in history_of_art,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars
history_of_art

Category:

Борис Григорьев. Выставка.



Кажется впервые с очень давних времен так стремилась на художественную выставку. Кажется впервые вошла - и дыхание перехватило от картины (с учетом быстрого подъема на высокий третий этаж). Стояла - и никак не могла опомниться - а это была даже не картина, а копия. Правда копия картины, которую художник считал главной в своей жизни.
"Ликов мира", которые открывают выставку, не нашла в сети в приличном виде. Может и к лучшему - даже копия (хорошая) трехмерной ширмы, которая на выставке (оригинал - в Праге) лучше донесет посыл художника, чем экран монитора. Вообще я кажется впервые в жизни оценила преимущество картин перед их копиями в интернете: художника неплохо знала по сети (иначе вряд ли побежала бы на выставку), но впечатление от оригиналов неизмеримо больше. Поэтому пост открывает не самая впечатлившая картина, а та, которая как мне кажется, на мониторе лучше других передает впечатление от оригинала.

Григорьева мало в сети, и мне не удалось найти ту цитату, которая предваряет цикл Расея (именно так, а не Россия), написанный сразу после революции (старуха молочница - из этого цикла). Цитата - из статьи с говорящим названием "Об искусстве и его законных преступлениях". Она о революции и о ненависти к стране, которую художник старался передать в картинах цикла (на всякий случай: через пару лет, уже в эмиграции, он писал: "Я весь ваш, я русский и люблю только Россию").
Действительно, лица на картинах - невероятные: исполненные тоски, боли, страха - чего угодно, но только не гармонии. Некоторые портреты - им под стать: чего стоит Шаляпин с издерганным лицом и с торчащими из-под халата голыми пятками на переднем плане картины.
"Лики мира" - почти продолжение Расеи и ее ликов. Типажи уже не русские, но лица окончательно стали масками, и только безумные глаза - живые. Страшно.
Прекрасны графические портреты, где в паре линий - характер и драма. Прекрасны шлюхи - из разных циклов, в разных вариантах, но полные динамики, с характером, проступающим то в лице, то в теле, то (пардон) в заднице. Интересны некоторые зарубежные портреты - жирный немецкий мясник, тупое швейцарское семейство - но оно немного улыбается, чего невозможно представить в Расее.
Все остальное было бы возможно интересно, если бы не было того, о чем я написала. Вот чудесный пейзаж, сочные краски, чудные козочки на переднем плане - после уже виденного не смотрится, хотя где-нибудь среди постимпрессионистов наверное понравилось бы.
Короче говоря, Борис Григорьев - художник, о котором несколько лет назад мы практически ничего не знали (эмигрант...). Это его первая большая выставка в России. В Питере уже прошла, в Москве будет до середины ноября. Третьяковка, Инженерный корпус.
Tags: 1910-е, 1920-е, Россия, выставки, живопись
Subscribe

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments