Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Церковь Ильи Пророка.

В начале апреля мне вновь посчастливилось побывать в ярославской церкви Ильи Пророка. Вообще-то она летняя, неотапливаемая, в апреле для посетителей еще закрыта, но для делегации музейщиков сделали исключение. Холод просто пронизывал, и уже через 15 минут любование церковью превратилось в подвиг. Но именно благодаря тому, что температурный режим постоянен на протяжении столетий, а служба в храме ведется один раз в году, росписи здесь сохраняются почти идеально. Открыли двери, включили свет – и дух перехватило от ощущения чуда:

Церковь Ильи Пророка



Из дольнего мира, с его дорогой в весеннюю распутицу из Москвы в Ярославль, мы сразу перенеслись в мир горний. Небесный синий цвет, мерцание золоченых деталей, цветы и травы в декоративных мотивах – все это плотно окружало нас со всех сторон:

Церковь Ильи Пророка

Лицезрение этого праздничного мира естественно начинается с иконостаса, полностью отгораживающего восточную часть храма. Церковь Ильи Пророка была освящена в 1650. Первый иконостас до нас не дошел, поскольку после страшного ярославского пожара в 1658 году, когда загорелась деревянная кровля храма, иконы сильно пострадали. Какие-то удалось восстановить, а большая часть образов была написана заново на старых досках мастером Федором Зубовым.

Церковь Ильи Пророка

Пышная, рельефная, а местами и сквозная резьба иконостаса датируется 1696 годом. Главный ее мотив – виноградная лоза, символизирующая Христа: http://cicerone2007.livejournal.com/32859.html#cutid1

Церковь Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка

В верхнем ряду иконостаса изображены библейские праотцы, ниже располагаются пророки. Между пророческим и главным рядом иконостаса, деисусным чином, в храме Ильи Пророка располагались небольшие иконы, принадлежавшие членам семьи купцов Скрипиных, строителей и устроителей великолепного храма. Под Деисусом – праздничный ряд:

Церковь Ильи Пророка

На уровне Царских врат находятся местночтимые иконы:

Церковь Ильи Пророка

Над северной дверью можно увидеть икону, оставшуюся от первого иконостаса: Деисус с юным Спасом Эммануилом:

Церковь Ильи Пророка

Раньше я не задумывалась об истории строительства этого грандиозного храма, а она по-своему замечательна. Церковь возводилась и украшалась на средства богатой купеческой семьи Скрипиных. Дело в том, что род Скрипиных пресекался. Старший брат Иоанн и сестра Иулиания приняли монашеский постриг. Дети братьев Иоанникия и Вонифатия умерли. В храме, под приделом Гурия, Самона и Авива была устроена семейная усыпальница, где и были похоронены восемь членов семьи Скрипиных. Строительство храма вели братья Иоанникий и Вонифатий. Оба они умерли в 1660 году. Вдова Вонифатия Улита продолжила их дело. В 1680 году она пригласила для росписи храма костромских мастеров Гурия Никитина и Силу Савина, которым помогали ярославские фрескисты, чьи имена сохранились в круглом клейме на южной стене храма. Так возник этот храм, созданный «в вечный поминок» купеческой семьи.

Церковь Ильи Пророка

Гурий Никитин и Сила Савин руководили большой слаженной артелью. Это позволило им расписать огромный храм за одно лето. На сводах мы видим главные евангельские сюжеты. В центральном куполе изображена Новозаветная Троица («Отечество»):

Церковь Ильи Пророка

На стенах храма находятся евангельские притчи, сцены чудес Христа. Ниже располагаются сюжеты из деяний апостолов. Еще ниже – житие Ильи-пророка. А лучше всего можно рассмотреть пятый ярус фресок, повествующих об ученике Ильи – пророке Елисее. Надо сказать, что сюжеты в истории Елисея попадаются очень занимательные. Вот две сцены. Слева Елисей «исправляет» воду в Иерихоне. А справа он идет в Вефиль. Цитирую главу 2 из 4-ой Книги царств: «Когда шел он дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди плешивый! иди плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка».

Церковь Ильи Пророка

Рассматривать эти росписи можно бесконечно, изумляясь, умиляясь, любуясь. И не только самими библейскими сюжетами, но и деталями реального мира, который активно завоевывает стены храма. Самая известная сцена – «Жатва» у меня получилась нерезко, но и кроме нее росписи насыщены пейзажными мотивами, видами городов, архитектурными деталями, разнообразной утварью. А как хороши узорные штаны учеников и помощников Елисея!

Церковь Ильи Пророка

Мир храма уподоблен цветущему саду не только благодаря вечному лету библейских сцен, но и благодаря цветам и побегам «полотенец» в нижней части стен:

Церковь Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка

Живая орнаментика фресок продолжается в декорировке дверей:

Церковь Ильи Пророка

Хотя резное царское место перенесено в церковь Ильи Пророка из другой ярославской церкви XVII века, оно было создано тоже во второй половине столетия, а потому органично вписывается в интерьер храма:

Церковь Ильи Пророка

Шестикрылый Серафим провожает нас:

Церковь Ильи Пророка

Росписи приделов и галереи выполнялись ярославскими мастерами несколько позже, чем фрески основного храма. Здесь тоже целый мир, и начинается он с Дней творения:

Церковь Ильи Пророка
Tags: 17 век, Россия, фреска
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments