Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Пиза. Часть пятая. С высоты башни

В предыдущих постах я знакомила с памятниками Пизы, до которых редко добегают туристы, приехавшие в город на несколько часов. Это понятно: их подвезли к Площади чудес, которая находится на окраине старого города. Площадь настолько прекрасна, в зданиях, которые ее образуют столько интересного, что нужен целый день, чтобы все рассмотреть. Нам было легче – мы могли прийти сюда не только днем, но и вечером, когда все пустеет, и утром, когда еще можно было купить билет на Кампанилу. На знаменитую башню пускают небольшими группами, по сеансам. Нам повезло не только с билетами, но и с погодой:

С высоты башни



Поэтому не могу не поделиться своим восторгом от созерцания Пизы с высоты колокольни. Трудно оторвать взгляд от мраморов Собора. С верхнего яруса вязь его аркад дополняется готическим кружевом Кампо Санто:

С высоты башни

Вот открылся во всей своей красе Баптистерий. Тут без цитаты из П.Муратова не обойтись: «Старая Пиза до сих пор способна внушать благоговейное удивление, потому что до сих пор цела площадь на окраине города, где стоят созданные ее гением Собор, Баптистерий, наклонная башня и Кампосанто. Другой такой площади нет в Италии, и даже венецианская Пьяцца [Сан Марко] не производит первого впечатления настолько же сильного, полного и чистого. Во всем мире трудно встретить теперь место, где могла бы так чувствоваться, как здесь, прелесть мрамора. Во Флоренции мало мрамора на улицах, и глаз, привыкший к строгости и скромности флорентийского pietra serena, бывает положительно ослеплен светлыми мраморными зданиями, возвышающимися на поросшей зеленой травой пизанской площади. Чередование черных и белых полос, характерное для всей тосканской архитектуры, здесь счастливо сглажено временем. О нем легко можно забыть перед тонко желтеющим от древности и от осенних дождей благородным старым мрамором Баптистерия. Здесь можно забыть на время даже о самой архитектуре всех этих зданий, помня только о священной белизне их стен и о свежей зелени окружающего их луга <…>
Пизанская площадь кажется созданной и чудесно, и внезапно в одну ночь – настолько непонятен нам теперь длительный прилив художественных сил, великой гордости и высшей энергии, пережитый когда-то пизанцами. Никакие исторические сведения не в состоянии так ярко изобразить расцвет Пизы, время ее военной славы и морского могущества, как эти памятники ее архитек¬туры XII века. За три столетия до Брунеллески здешние зодчие уже предчувствовали возрождение классических форм и возможность новой органической архитектуры на итальянской земле».
/ П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 233/.

С высоты башни

Насладившись созерцанием мраморов, можно оглядеться по сторонам. Отсюда мы шли. Где-то далеко проглядывают знакомые фасады дворцов на берегу Арно:

С высоты башни

Сюда мы еще пойдем, спустившись с колокольни. Из-за фасадов домов выглядывает фронтон церкви Св. Екатерины.

С высоты башни

Изящная церковь была построена в XIII веке, поэтому в декоре мраморного фасада используются готические мотивы:

Санта Катерина

За древними городскими стенами значительно чаще встречаются современные постройки. К счастью, небоскребов здесь не строят. А синие горы, с лежащими на них облаками, украшают любой вид:

С высоты башни

Кампанилу начали строить в XII веке. Бонанно Пизано выбрал для нее цилиндрическую форму, что было очень необычно. Цилиндрические колокольни строили во времена раннего христианства. С тех пор эта форма оказалась забыта. Декор колокольни повторяет аркады фасада стоящего рядом Собора. Кстати, архитектура самого Собора также отсылает нас к раннехристианским образцам. Бонанно возвел три яруса и приостановил работу, поскольку Кампанила начала крениться. В XIII веке возвели остальные ярусы. В 1301 году закончили работу над венчающей частью, которую строили под некоторым углом к основной оси, чтобы слегка откорректировать неправильную форму. Вот как этот ярус выглядит сверху:

С высоты башни

Здесь находится семь колоколов.

С высоты башни

Еще раз оглянемся по сторонам. Хотя снимки делались в середине октября, газон по-прежнему радовал изумрудной зеленью. Мы видим здание больницы Санта Кьяра (XIII в.), где сейчас находится Музей синопий. О его удивительных экспонатах я уже писала: http://cicerone2007.livejournal.com/55599.html
http://cicerone2007.livejournal.com/59309.html

С высоты башни

Прекрасно посреди зеленого газона расположилась Волчица:

С высоты башни

Еще заманчивее выглядит монастырский дворик, где в конце 1980-х годов расположился Музей собора. Мне сразу же захотелось попасть туда!

С высоты башни

И это было правильно, поскольку только в музее сейчас можно рассмотреть некоторые детали скульптурного декора средневековых зданий. Например, капители колонн Кампанилы:

Капитель кампанилы

Разве не чудесно?

Капитель кампанилы

Как я поняла, это капители колонн второго яруса.

Капитель кампанилы

Во время нашего посещения Пизы реставрационные работы на Кампаниле продолжались. Снаружи она казалась совсем новой:

Пизанская башня

В непосредственной близости можно, наконец-то, забыть, что она падает, и просто полюбоваться ею.

Пизанская башня

Другие прогулки по Пизе:
http://cicerone2007.livejournal.com/53892.html
http://cicerone2007.livejournal.com/61417.html
Tags: 12 век, 13 век, Италия, архитектура, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments