damealalicorne (damealalicorne) wrote in history_of_art,
damealalicorne
damealalicorne
history_of_art

Categories:

Еще один повод поехать в Испанию...

Я уже давно запланировала поделиться недавним открытием (что свидетельствует в очередной раз в пользу моей невежественности, ибо место очень известное). Речь идет о Сан-Педро-де-ла-Наве - удивительной
палеохристианской церкви, затерянной среди испанских полей недалеко от испанского города Самора. 



Эта на первый взгляд несколько неуклюжая и снаружи вовсе ненарядная церковь предложит вашему взору удивительной красоты лепные капители, если вы решите заглянуть внутрь. Не так давно обратившиеся в христианство визиготские племена, обосновавшиеся на территории современной Испании и Португалии в VI веке, нуждались в новых церквях для отправления культа, но можете ли вы себе представить, насколько смутное (если не сказать никакое) представление имели визиготы с их кочевническим прошлым о постройке каменных церквей? Этим и объясняется некоторая грубость в обработке и кладке камня, а также общая массивность конструкции. 

По форме это самая обычная базилика со всеми полагающимися атрибутами - центральным и боковыми нефами, трансептом и т.п. Что касается этого, визиготы прилежно выучили урок и сделали все в лучших традициях традиционной римской архитектуры.


Лепные украшения на капителях же, в свою очередь, свидетельствуют о совсем другого рода эстетике - эстетике еще некогда варварских (ох, и не люблю я это слово!) племен... 

Разумеется, сцены, изображенные на капителях, заимствованы из библейских сюжетов. Однако, манера, в которой эти сцены выполнены свидетельствует о том, что скульптор принадлежал к визиготской, в некотором роде, новой культуре, которой были чужды такие древнеримские понятия как композиция в изображении той или иной сцены. Не особо обременяя себя попытками смоделировать пространство и придать ему некоторую гармонию или симметрию, визиготский скульптор залихвацки заполняет фигурами и деталями все свободное пространство :)

Так, бедный Исаак в сцене жертвоприношения вынужден карабкаеться по ребру капители, по принципу, который французы гордо именуют "la loi du cadre", то есть, "закон рамки/обрамления". Важность Божественного присутствия подчеркнута размерами божьей десницы, нависающей над Авраамом и выполненной почти в тех же габаритах, что и вся фигура Исаака целиком. 




Стоит ли замечать, что соблюдение пропорций или элементарных правил композиции было последним, что интересовало скульптора. Весь кайф такого рода изображений именно в отсутствии объемности и анатомической верности; графичность, декоративность исполнения - вот что привлекает взгляд в первую очередь. 
 
Вот вам еще Даниил, брошенный в яму со львами:


 
Соответствует языческой, "варварской" эстетике и обилие всякого рода стилизованной растительности и всяких фантастических тварей, искусно вырезанных по краям и в верхней части капителей, а иногда и на всей их поверхности. В виртуозности исполнения чувствуется даже, что подобного рода изображения в какой-то мере ближе и знакомее визиготскому скульптору, настолько более естественными и пластичными у него выходят растительные завитки и хитросплетения и волшебные графичные пташки по сравнению с антропоморфными фигурами.

Вот какие замечательные райские пташки :)





А на боковых сторонах там еще ужасно трогательные изображения апостолов.

Вот апостол Петр

А вот вам машет апостол Павел


Апостол Филипп:


И чуток суровый Андрей. Здесь такое ощущение, что растительность и вовсе "вытесняет" изображение апостола, пытаясь раскинуться на всю площадь поверхности:)



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments