www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in history_of_art,
www.halloART.ru
chernov_vlad
history_of_art

Category:

ИСКУССТВОестьИСКУССТВОестьИСКУССТВО. Новое платье арт-короля

 
 Арт-группа ZUKCLUB. «ИСКУССТВОесть…».

ИСКУССТВОестьИСКУССТВОестьИСКУССТВО
Новое платье арт-короля


Текст, фото : Черномашенцев Владимир, HalloArt

     Глава Российской академии художеств и выдающийся арт-бизнесмен Зураб Церетели обладает талантом фригийского царя Мидаса, который превращал в золото всё, к чему бы ни прикасался. Правда, времена давно не мифологические, а потому вместо благородного металла у мэтра обычно выходят бесформенные куски зеленоватой меди, главными достоинствами которых являются их размер и вес. Цветмет – недешевый товар, который котируется на сырьевых биржах. Трудно оспорить тот факт, что стратегический запас металла, за долгие годы обработанный современным арт-царём, является достоянием Российской Федерации. Нам грех жаловаться! Ведь в случае мирового кризиса драгоценные залежи могут быть переплавлены на пушки, снарядные гильзы или в полновесную монету. Правда, мелкую монету.
     Осенью 2011 года волею судеб я оказался на открытии сразу двух выставок. Первая проходила в галерее Церетели - так почему-то называется значительная часть здания РАХ РФ, расположенная на улице Пречистенка. Вторая - в Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке. И как театр начинается с вешалки, так и заведения Церетели начинаются задолго до экспозиции. К примеру, в галерее Церетели по пути в гардероб посетитель неминуемо проходит сквозь большой магазин (художественный салон), где каждый предмет имеет ценник. Причём площадь, занимаемая этим магазином, могла бы уместить большую выставку… Бронзовые истуканы, густо усеявшие внутренний дворик и площадку перед входом в ММСИ, способны навевать крамольные мысли о талантах господина Церетели даже у самых малоискушенных зрителей…
     К сожалению, приоритет коммерции над искусством не останавливается на входе в структуры, подвластные Церетели. Примером тому может служить новая постоянная экспозиция ММСИ, которая вызывает больше недоуменных вопросов, нежели восторгов.


 
Новая экспозиция ММСИ отличается максимальным пренебрежением к художникам и зрителям. Большое полотно неизвестного мне автора расположено в узком коридоре 

     Создание новой постоянной экспозиции из коллекции Московского музея современного искусства (ММСИ) заставило заглянуть в старинное здание, расположенное по адресу Петровка, дом 25. Признаюсь, до вчерашнего дня я ни разу здесь не был. Лишь несколько лет назад случайно забрёл во двор ММСИ, внимательно рассмотрел скульптуры Зураба Церетели, плотно расставленные рядом с входом и словно подготовленные для отгрузки покупателям. Но услышав, что за продолжение осмотра необходимо заплатить деньги, решил монеты не тратить. К чему расходовать драгоценное время?! Культурная жизнь Москвы подчас напоминает перенасыщенный солевой раствор, и, если потратить время попусту, легко упустить места созревания настоящих «кристаллов» искусства. На моей памяти, ни один из выставочных проектов ММСИ не смог стать значимым событием для российской столицы. Очереди в музей собирались лишь в майскую «Ночь в музее», когда толпы народа бросаются на всё, что имеет мало-мальское отношение к искусству. Хотя, по непроверенным слухам, запасники музея хранят немало шедевров искусства ХХ века.
     Именно возможность увидеть картины из коллекции ММСИ заставила повторить поход на Петровку. Открытие новой музейной экспозиции состоялось вечером 24 ноября 2011 года. С 25 ноября 2011 года и по 2 сентября 2012 года экспозиция будет доступна посетителям ММСИ. Вот только сможет ли этот странный и спорный проект, сумбурная смесь из вторичных картин классической живописи ХХ века и спорных произведений Contemporary Art, привлечь внимание зрителя?
     Первое разочарование я испытал, едва оказавшись внутри музея. На мой взгляд, это здание категорически не подходит для демонстрации любого искусства, будь то искусство классическое или современное. Пространство особняка в его нынешнем состоянии похоже на провинциальный музей середины 90-х годов, где помещения кое-как приспособлены для музейных нужд : просто смонтировали подсветку, а на стены развесили хаотичный набор картин. Особенно грустное впечатление оставляет первый этаж, частично занятый служебными помещениями - как будто попадаешь в неблагополучный офис времен тех же 90-х. Узкие коридоры и небольшие комнаты особняка напоминают дореволюционную гимназию, чем они и были сотню лет назад. Я не ощутил в этом здании ни уютной солидности старины, ни звонкого лоска современности! Довольно странно видеть колонны, лепнину и расписные потолки в некоторых залах. И совсем уж дико в псевдо-дворцовых интерьерах смотрятся произведения актуально-современных авторов - дореволюционное наследство никак не хочет гармонировать с XXI веком.


 
Псевдо-дворцовые интерьеры дополнены дешевой мебелью, на которой куратору так вольготно давать интервью


     В интервью, данным журналу "Коммерсантъ Weekend" (№45 (3641), 25.11.2011), куратор выставки Дмитрий Озерков говорит : «Мы привыкли думать, что современное искусство — это такой особый формат, который должен обязательно показываться в «белом кубе». Мне кажется, что это время прошло, белый куб, символ эпохи 1990-х — 2000-х, отжил свое. Это такая лабораторная форма существования искусства. Мне кажется, что следующий этап — игра с существующими интерьерами. В белом кубе можно показать все, а суметь вписать новое искусство в старое здание сложнее…»
     Но чтобы музею чувствовать себя уютно в старом здании, требуется иметь в наличии большое старое здание , например Эрмитаж или дворец Русского музея. Даже ГМИИ им. А.С. Пушкина с трудом вписывается в имеющийся объём, изначально спроектированный как музей. ММСИ своей неприспособленностью для современного искусства на порядок проигрывает бывшему Московскому дому фотографии. И дело заключается не только в достижении идеальной фигуры - белого куба. В противовес музею, созданному трудами Церетели, Мультимедиа Арт Музей (Москва) служит примером правильно спроектированной выставочной площадки, идеальной для демонстрации как современного, так и классического искусства. Что там говорить! Весной 2011 года после долгой реконструкции в Смоленске открыли новое здание городской картинной галереи. Бывшее здание реального училища хорошо приспособили под музей вполне европейского уровня, где уютно себя чувствуют как древние иконы, так и картины двадцатого века. Что же помешало продуманно и тщательно организовать музей современного искусства в Москве? Разве что слишком много денег выделил городской бюджет?!...


 
Оскар Рабин. Без названия, 1959. Бумага, гуашь


     Но главным разочарованием оказалась новая экспозиция ММСИ, созданная питерским куратором Дмитрием Озерковым при участии директора музея и членов его большой семьи. Новое платье короля… простите! Новая экспозиция ММСИ «сшита» куратором по модному тематическому принципу. Дмитрий Озерков смешал выдающийся винегрет из предметов искусства. Произведения авторов различных эпох создают резкий диссонанс, который не спасает даже классическая живопись начала ХХ века. Я пришёл в музей, привлечённый возможностью увидеть золотой век российского изобразительного искусства. А вместо этого увидел набор из второстепенных и третьестепенных имён, а также посредственных картин известных художников. Редкое исключение составили несколько фотографий Александра Родченко, большое полотно братьев Ткачевых, автопортрет Моисея Фейгина, гобелен Макса Хаазе, лабиринт Джикия, наивный рисунок маслом на жести Ирины Затуловской. Быть может, вы сможете отыскать ещё несколько достойных работ. Мои ожидания от многих известных имен не оправдались в связи с низким уровнем картин, непонятным образом оказавшихся в коллекции ММСИ. Малевич, Эль Лисицкий, Любовь Попова, де Кирико, Андрей Ланской, Арон Бух - извините, но гораздо более сильные вещи находятся в иных частных коллекциях. Демонстрируя сомнительные по художественным качествам вещи, тем самым музей опускает свой имидж.
     Называя себя искусствоведом, куратор Дмитрий Озерков на удивление много размышляет о меркантильном: «Дело в том, что искусство довольно сильно зависит от рынка. И его покупатель прежде всего думает о том, где это искусство разместить. Он думает про свой дом, парк, виллу: вот у меня есть такая стена, я туда это повешу. Или — вот у меня такая анфилада, я этим ее заполню».


  
Куратор Дмитрий Озерков без особых раздумий заполняет предоставленное пространство самой разномастой живописью, забывая о том, что частный дом всё же отличается от столичного музея


     Не иначе, как иллюстрацией этой идеи является одна из небольших комнаток ММСИ (язык не поднимается назвать её залом!), где две стены сплошь увешаны картинами. Зритель как будто попадает в художественный салон средней руки, который любой ценой стремится максимально полно использовать арендованные площади. А по соседству с этой коммуналкой или же братской могилой, устроенной куратором для десятков художников, в большом зале с колоннами вольготно расположилась кровать качества ИКЕА и телевизор, транслирующий обычные телеканалы. Это даже не инсталляция, а простая забава куратора. По его словам, кровать с телевизором поставлена для тех людей, которых не охота ходить по музеям. Вот только как юмор Озеркова сможет понять человек, предпочитающий домашнее времяпровождение культурным походам? Всё равно бдительные старушки-смотрительницы не допустят, чтобы зрители опустили свои тела на музейный объект.


 
Картина Нико Пиросмани - новое слово в экспозиции классической живописи от ММСИ.


     Как назло, среди картин того самого «коммунального» закутка оказался холст Пиросмани (Пиросманашвили). А второй холст этого художника я обнаружил в абсолютно тёмной комнате, изредка освещаемой вспышками стробоскопов (очередная «примочка» куратора). На полном серьёзе нам предлагают воспользоваться светом мобильного телефона, чтобы рассмотреть живописное полотно. И за что музей так не любит творчество Нико Пиросмани, картины которого способны послужить приманкой для многих зрителей? Они бы и послужили приманкой в любом другом музее, но только не в художественной Москве эпохи царствования тандема Лужкова-Церетели.
       Я встретил на вернисаже знакомого искусствоведа, которая сообщила, что пошла в ММСИ в первую очередь ради картин наивного грузинского художника (не путайте с Церетели!). Она попросила одолжить телефон, так как у неё разрядилась батарея. Мне пришлось популярно объяснить, что разглядеть большую картину, расположенную в узком и совершенно тёмном коридоре метровой ширины невозможно даже при помощи мощной вспышки фотокамеры…


 
Арт-группа ZUKCLUB. «ИСКУССТВОесть…».


     Первый экспонат, открывающий новую экспозицию ММСИ, равно как и последний экспонат, её венчающий, относятся к области актуально-современного искусства и прекрасно комментируют особенности и смыслы произведений Contemporary Art. Посетителей встречает большая настенная роспись, созданная в коридоре второго этажа арт-группой ZUKCLUB. «ИСКУССТВОесть…» - двусмысленный каламбур, многократно повторенный на длинной стене, кишащей жуками и прочими неприятными тварями, навевает мысли о буквальной ценности и саморазрушении того, что эти люди зовут «искусством».
     Завершает выставку видео израильтянина Шахар Маркуса (Shahar Markus) под названием «КУРАТОР» (THE CURATOR), 2011. Веселая история о том, как любая кухарка способна стать музейным куратором - довольно стандартный вариант как для прошлой, так и для настоящей России - требует отдельного рассказа… Полагаю, что размещение столь разоблачительного материала должно было потребовать от Дмитрия Озеркова смелости и самокритичности. Или я слишком хорошо думаю, и эта ирония является общим трендом актуально-современного искусства? Зрителю упорно пытаются всучить мусор, банальность и китч, но в самом конце экспозиции куратор-продавец не может удержаться от удовольствия объяснить тому же зрителю всю подноготную мира Contemporary Art…


 
Кадр из видео Шахар Маркуса (Shahar Markus) «КУРАТОР» (THE CURATOR), 2011


     Музейная деятельность г-на Церетели является ещё одной отраслью его успешной коммерческой деятельности, густо замешанной на искусстве и московской недвижимости. И зря некоторые любители чистого искусства без зазрения совести врут, что на искусстве невозможно хорошо заработать! Просто надо обладать способностями царя Мидаса, чтобы умело превращать в зримую материальную выгоду любое прикосновение к эфемерной субстанции. Вот только в отличие от древнего мифа, в нашем случае неудобства от царских «талантов» испытывают исключительно его подданные, но никак не сам государь. И действительно, для большинства жителей московского «арт-царства» способности академика Церетели приводят лишь к появлению в нашем городе новых мест, где искусство заявлено, но на самом деле не живёт.
     Особенно тяжело осознавать, что музей формально считается государственным, муниципальным предприятием и финансируется правительством Москвы. «Де факто» же ММСИ приватизирован ООО «Церетели и сын», как и другие структуры РАХ – достаточно посмотреть список людей, которые занимались подготовкой экспозиции. Неудобоваримое для любителей искусства мероприятие оплачивается, уважаемые москвичи, нашими деньгами!


PS

     К моменту завершения своей статьи я обнаружил на сайте газеты «Коммерсантъ» материал искусствоведа Валентина Дьяконова «С чем есть искусство. Новая экспозиция ММСИ». Наши впечатления от выставки настолько схожи, что я вынужден заранее просить читателей не обвинять меня в грубом плагиате. Разница состоит лишь в том, что я позволил себе назвать вещи своими именами, ведь арт-обозреватель известной газеты многого не может себе позволить и вынужден выражаться намного дипломатичнее…


 
Посетители музея могут набрать на клавиатуре компьютера свои впечатления, которые тут же отобразятся на большом экране. Смелое решение для столь спорной экcпозиции !


ссылка : Подробнее о новой экспозиции ММСИ смотри на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloART.ru

>>>>>

Tags: 20 век, 21 век, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments