wise_monarchy (wise_monarchy) wrote in history_of_art,
wise_monarchy
wise_monarchy
history_of_art

Category:

Поклонение пастухов

По преданию Пинакотека Ватикана была образована Папой Пием VI, после удивительной находки. Один из подвалов Ватикан был просто набит картинами. Большое свободное пространство над толпой людей, коричневые глиняные стены, деревянные потолки, рубища и царские красные покровы все в картинах выдавало любимца Италии - Меризи де Караваджо. Что же случилось? Почему деяния любимца Италии томились здесь, в подвалах Ватикана? Ответ хранителя картин был удивителен:
- Раньше эти картины пугали разбойников. Они знали, что где-то недалеко царские солдаты, которые могут их арестовать, - печалился один из настоятелей: - потом картины стали наоборот привлекать их. Раз в церкви висит картина Меризи - значит, люди все еще несут туда дары. Они оставляли у церкви дежурить целые банды в ночь перед Пасхой.* Теперь картины все здесь. Хорошо, что нам удается сохранить их.
- Что ж, - призадумался Папа: - Мы не можем одолеть разбойников, но сохраняем любовь и заботу прихожан. Ведь картины не уничтожены.
Удивительные в своей точности сюжеты, скромность и событийная насыщенность одновременно - все это не могло не привлечь взгляда. Разве могут подобные картины просто оставаться в подвале? Вот хотя бы "Рождество со Святым Франциском и святым Лаврентием". Сколько раздумий посещает при созерцании этой картины? А "Поклонение пастухов" и его разительное расхождение с "Поклонением волхвов"!? Разве можно подобные картины оставлять в подвале?
- Они все одного размера, все подобны фрескам, иные вертикальным, иные горизонтальным. Совсем несложно построить небольшое здание для постоянного созерцания любимейших фресок церкви, - написал Пий VI в своем письме Иосифу II: - К тому же я полагаю необходимым пристроить его к Сикстинской капелле. Созерцание фресок с большим количеством Ignudi (обнаженных) тяжело для меня. Хотя возможно все дело в лицах и композиции. Насколько разительно отличие скромных и светлых ликов Караваджо от после апокалиптических крупных и тяжелых фигур Микелеанджело.

Так и вышло. Пий VI пристроил к Сикстинской капелле здание Пинакотеки и, покидая тяжести Микелеанджело, неизменно попадал в светлый мир молитвенных раздумий Караваджо. Но случилось страшное, увидев однажды "Поклонение волхов" гонители церкви не выдержали. Картину выкрали, чтобы никто не мог сравнить сюжеты. С середины 18 века Церковь не может обнаружить ее следов.. хотя некоторые считают, что она скрыта под "Снятием с Креста", которое официально признают принадлежащим перу Караваджо.. но разве не очевидна разница?



Караваджо. "Поклонение пастухов", 314х211 см.



Караваджо. "Снятие с креста", 300х203 см. Говорят, что не закрашенными на этой картине остались только ноги Христа и лик святого Никодима. Судя по цветовому балансу красок.
___
* Пасхальные торжества для католической церкви еще и период принесения даров, собранных приходами за год.
Tags: 17 век, Италия, барокко, живопись
Subscribe

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments