Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Зимняя Голландия

На стенах одного из залов Картинной галереи в Берлине представлено несколько зимних ландшафтов «малых голландцев». Может быть, летом или весной я не стала бы задерживаться около этих работ, но после пронизывающего январского ветра с моросящим дождем, от которого так хорошо защищали стены галереи, именно зимние сцены естественно ложились на душу. Художники XVII века умели увидеть красоту даже там, где сыро, промозгло, а снег лишь слегка припорошил дорожную грязь и пожухлую траву. В картине Арта ван дер Неера внимание переключается на закатное небо. Золотистое сияние спорит со свинцовыми тучами, его отблески оживляют лед, и вслед за катающими на коньках людьми наш взгляд скользит к горизонту:

Арт ван дер Неер



Рядом висит маленький холст Исаака ван Остаде. Здесь тоже чудесное розовеющее небо. Но непогода разгулялась не на шутку, люди пригибаются под ветром. Лодки вмерзли в лед. Оба этих пейзажа возникли в середине XVII столетия, как и две следующих работы Яна ван Гойена.

Исак ван Остаде

На одной из них изображены зимние развлечения около трактира, на другой – катание на коньках по замерзшему каналу или озеру. Художник верен себе: он изображает самое обычное: равнинный пейзаж, старые корявые деревья, заурядный трактир. Люди одеты просто, чаще всего повернуты к нам спиной. Первый пейзаж оживляет лишь голубое небо, проглядывающее сквозь тучи.

Ян ван Гойен

А на втором нет и этого – все в туманной дымке. Именно о таких холстах писал Йохан Хёйзинга: «Наивная преданность ремеслу позволяет художнику-пейзажисту открывать неожиданные возможности, в рамках которых он просто-напросто следует неудержимой ловкости своей кисти. Передача шири пространства и рассеянного света не пришли из какой-либо школы. Отдельные предметы либо резко очерчены, либо погружаются в атмосферу картины в целом. Художники достигают вершины, когда они, вовсе не помышляя о некоем большом стиле, проявляют лишь свою неслыханную сноровку в изображении повседневного, в котором они находят сокровища прекрасного, вряд ли осознавая все это». /Й.Хёйзинга. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки. СПб., 2009, с.112/

Ян ван Гойен

Катание на коньках – чрезвычайно распространенный мотив голландской живописи XVII века. Правда, в Берлине не оказалось картин художника, который специализировался на этой теме – Хендрика Аверкампа. Вот его картина из собрания Рейксмузея в Амстердаме. Люди на катке нарядно одеты. Слева виден развевающийся флаг. Возможно, изображен какой-то праздник.

Хендрик Аверкамп
http://www.rijksmuseum.nl/images/aria/sk/z/sk-a-3247.z

На этом полотне, как и на картине из ГМИИ им. А.С.Пушкина, на льду собрались люди разных сословий, развлекающиеся или занимающиеся своими обычными делами. В московской картине на первом плане – дама в маске. Как тут не задуматься о скрытом смысле? «В изображении многолюдных сцен на фоне зимнего ландшафта, в которых участвуют люди разных возрастов и социальной принадлежности, как бы уже априорно предполагаются моралистические и эмблематические толкования, в частности, как «каток жизни», как полное неожиданностей и опасностей скольжение людей вслед за призрачной и обманчивой удачей» / Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16 – 17 веков. М., 2004, с.2/

Хендрик Аверкамп
http://files.smallbay.ru/images9/avercamp_07.jpg

Среди катающихся на коньках Х.Аверкамп изображает щеголя, балансирующего на одной ноге. Этот образ я встретила на выставке в Галерее королевы в Лондоне. Выставка была посвящена «малым голландцам». На ней были представлены не только живописные произведения, но и рисунки. Одной из лучших была зарисовка Х.Аверкампа:

Х.Аверкамп


Но вернемся в Берлин. Под занавес еще два зимних ландшафта, уже без всяких развлечений. Это – холст Филипса Ваувермана с рыбаками, крестьянами, несущими хворост, и зыбким деревянным мостом.

Филипс Воуверман

И опять главное, что притягивает внимание зрителя – жизнь неба:

Филипс Воуверман

Небо будет доминировать и в зимнем пейзаже Якоба Рейсдала:

Якоб ван Рейсдаль

К нему будут тянуться оголенные ветви исстрадавшегося дерева, дымок из трубы заснеженного дома:

Якоб ван Рейсдаль

Сгущающаяся мгла, распутица. Каким родным будет это потом в русской реалистической живописи!
После лицезрения голландских зимних ландшафтом невольно думаешь, что с зимой нам все-таки повезло больше. И в отечественном искусстве есть не только изображение зимней слякоти у Васильева или Саврасова, но и солнечные морозные дни Кустодиева.
Tags: 17 век, Голландия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments