Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Искусство в непосредственной близости

Эрмитаж и Русский музей, в которых я побывала прошедшей осенью, удивили неожиданной возможностью приблизиться к произведениям искусства. Так нам, обычным смертным, в музеях общаться с искусством удается крайне редко. В Эрмитаже это происходило на выставке скульптора Энтони Гормли. Для того чтобы «заиграла» современная пластика в Римском дворике, античные статуи сняли с пьедестала. К Венере Таврической можно было подойти вплотную:

Венера Таврическая



Можно было посмотреть на нее в упор, и даже не снизу вверх, а сверху вниз. Она оказалась очень миниатюрной дамой:

Венера Таврическая

И все для того, чтобы в соседнем зале уткнуться носом в фигуры из параллелепипедов. Ведь выставка называется «Во весь рост».

Энтони Гормли

Хранители античной коллекции и служители в залах, мне кажется, принимали перед выходом на работу успокоительные средства. Первое чувство, которое испытываешь, войдя в зал, волнение за сохранность экспонатов. Отсутствие постаментов провоцирует зрителей к контакту с пластикой.

Венера Таврическая

Современные фигуры смотрятся в зале как пришельцы-оккупанты.

Энтони Гормли

Так называемый Эрот Соранцо без пьедестала окончательно лишился своего божественного происхождения. Глядя на него, я вспомнила картину Э.Дега о юных спартанцах: http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Young_Spartans_National_Gallery_NG3860.jpg
Такой же диковатый мальчик из античного предместья:

Эрот Соранцо

У Гормли подобных персонажей предостаточно:

Энтони Гормли

На самом деле, возможность увидеть статуи без пьедестала – вещь замечательная. Здесь просто надо было проводить занятия на тему «пространство в скульптуре». Пьедестал определенной формы и высоты многое определяет в нашем восприятии того или иного скульптурного образа, задает границы, в которых существует пластический образ. В зале это чувствуешь кожей.

Без постамента

Отзывы посетителей о выставке делились 50 на 50: восторженные (Даешь современное искусство в Эрмитаже!) и негативные (До чего Эрмитаж докатился!).

Энтони Гормли

Есть и еще один персонаж в этих двух залах: пустота, пространство само по себе. Так задумано, или так получилось, но пространство доминирует над фигурами. В соседних залах совсем не так.

Без постамента

Пустота доминирует и в зале с современной пластикой:

Энтони Гормли

Без постамента

Но все-таки больше всего я крутилась около Венеры Таврической.

Венера Таврическая

Уж очень беззащитной смотрится она на этой выставке:

Венера Таврическая

Ну а Русский музей удивил меня тем, что живописные панно К.Коровина сейчас украшают ресторанный зал. И в непосредственной близости от произведений находятся рояль, звуковые колонки и прочие сценические принадлежности…

Коровин
Tags: 1910-е, 21 век, Древний Рим, Древняя Греция, Россия, живопись, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments