lelush (leluw) wrote in history_of_art,
lelush
leluw
history_of_art

Category:

Время в современном искусстве



Предлагаю вашему вниманию некоторые размышления о времени в современном искусстве. Поскольку это лишь некотрые размышления, которые однажды пришли мне в голову, и, собственно, я не специализируюсь на современном искусстве, то буду рада, если и вы со своей стороны поделитесь вашими соображениями по данному воспросу. Просьба диалог вести конструктивно!

Человек живёт во времени, он без него не мыслим и не мыслит. Категория времени - одна из важнейших философских категорий. Но размышлять о времени - прерогатива не только философов или физиков, художники также обращаются к этой всегда актуальной теме.
Современное искусство - искусство кратковременное.
Часто выставка - вот тот день, в течении которого живёт бабочка современного искусства. Уже с 1960-ых годов появилась тенденция делать произведения конкретно для выставок, а после них выкидывать никому не нужные по-отдельности экспонаты. Или же появлялись выставки, где, собственно, экспонатом являлось само выставочное пространство или художник в нём, скажем, как выставка Ив Кляйна "Пустота". В зал запускали посетителей группкой по 10 человек. На входе их встречала охрана и официанты с коктейлями голубого цвета. Всё было очень торжественно и серьёзно, но в самом пространстве галереи посетителей ждали только нежно-голубые стены, и больше ничего. Именно голубой цвет ассоциировался у художника с пустотой. Или же, скажем, художник-хулиган Тер-Оганьян, одна из персональных выставок которого состояла только из него самого, пьяного, спящего на полу галереи.
Время становится одним из важных составляющих современного искусства. Я имею ввиду, конечно же, перформанс. Он живёт только один раз, когда его проводит художник, а потом... потом остаётся только память очевидцев, художников и снимки. Самое интересное, это пока действие длится. Уже упоминаемый мной Ив Кляйн открыл для себя рисунок обнажённой натурой. Создание своих картин он выставлял именно как перформанс. На него билеты стоили очень дорого. Во время этого действа играла музыка, художник мазал свои обнажённые модели-кисточки красой и говорил к каким участкам холста какой частью тела прикладываться.


Кратковременность современного искусства породила не только перформанс, но и такой вид современного искусства, как ленд-арт.
Эти произведения создаются в окружающей среде, как раны, наносимые человеком, и, как раны же, затягиваются, часто не оставляя следов. Кристо и Жан-Клод пара, знаменитая своими проектами по упаковке. Это продолжение размышлений на тему общества потребления, когда можно всё купить, продать и завернуть. Если Энди Уорхол прославил одну консервную банку одного отвратительного на вкус супа, то эта пара начала с свою карьеру с того, что консервную банку упаковала. Постепенно масштабы выросли. Был упакован Рейхстаг и даже целая гряда островов.



Но все эти произведения, несмотря на огромные усилия, затраченные на их упаковку, стоят в таком виде недолго, примерно две недели, а потом разбираются, и, опять же, остаются только воспоминания и фотографии. Стоит отметить, что не все произведения ленд-арта бывают доступны для зрителя в естественной среде, и, опять же, остаётся любоваться прекрасным только через фотографию.
И, наконец, сама тема памяти и смерти, как итог ушедшего времени, становится лейтмотивом в творчестве некоторых художников. К примеру, такое направление в искусстве, как некрореализм - и страх смерти и попытка через иронию изжить этот страх.
Самый яркий современный художник, работающий со временем и памятью - Кристиан Болтански. Его инсталляции - фрагменты того, что остаётся, когда проходит время. На его выставке можно увидеть целые подлинные архивы жертв холокоста, где в каждом небольшом ящичке хранится человек - точнее то, что от него осталось - имя, фотография и несколько слов в анкете.

И фирменное: фотография, где крупным планом представлено улыбающееся лицо, подсвеченное так, чтобы за счёт игры света и тени проступали очертания черепа.


Именно череп, начиная с в голландского натюрморта 17-го века, был ярким показателем того, что картина говорит нам "momento mori" (помни о смерти), ведь vita brevi (жизнь коротка), и только искусство вечно.
Современное искусство, сделавшее большой шаг в мир людей, также кратковременно, но память о нём также вечна.


Tags: 20 век
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments