Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Берлин. Картинная галерея. Часть первая

Первый раз я побывала в Берлине в 1976 году. Это была практика после четвертого курса. Мне и двум моим однокурсникам повезло: у историков, которые специализировались по Германии, был недобор, и искусствоведов взяли с собой. Программу мы придумывали для себя сами. Посмотрели музеи не только в Берлине, но и в других городах. Берлин запомнила кусками. В памяти осталась Унтер-ден-Линден, до сих пор стоят перед глазами обугленные руины собора и черный от копоти Боде-музеум. Разумеется, нам демонстрировали стену. Но стена не только перерезала улицы города. «Стена» ощущалась и в музеях: одна Нефертити здесь, другая в Западном Берлине.
Когда я вернулась домой, мне приснился цветной сон. Вся наша студенческая группа грузится в автобус, и мы едем в Картинную галерею Западного Берлина. Картины я видела совершенно отчетливо. И вот через 35 лет решила посмотреть сон наяву. Тем более что восточные и западные коллекции сейчас в Берлине объединены.
Уже в день прилета мы отправились в Картинную галерею, и приходили туда еще несколько раз. Впечатлений много, но, если спросить о картине, которая больше всего запала в душу, назову ее сразу. Это – «Две обезьяны» Питера Брейгеля Старшего:

Брейгель. Две обезьяны. 1562



Это совсем маленькая картина (20х23 см.). Две прикованные обезьянки. Одна повернулась к нам, другая смотрит вдаль. Толстые стены какой-то башни-тюрьмы. Ореховая скорлупа. За окном широкая река, которую бороздят лодки. В солнечном мареве тают вдали очертания города. В небе две птицы. Вот и все.
Но оторвать взгляд от этих обезьянок невозможно. Потому что эта картина про нас. Эрвин Панофский считал, что Шарль Тольнай правильно трактовал суть этого образа как воплощение слепой и несчастной человеческой судьбы.
В своей статье Э.Панофский анализирует «Рабов» Микеладжело. Атрибутами двух связанных пленников являются обезьяны. Turpissima bestia, simillima nostri – отвратительнейшее животное, более всего подобное нам (лат.). «Обезьяна служила символом всего низменного в человеке – похоти, алчности, чревоугодия и бесстыдства в самом широком смысле, – пишет Э.Панофский, – <…>все общее в человеке с бессловесными животными неоплатоники называли «Низшей Душой». /Э.Панофский . Этюды по иконологии. СПб., 2009, с.319, 365/

Брейгель. Две обезьяны. 1562


Но брейгелевские обезьянки уже в тюрьме, и мы вместе с ними в carcer terreno – земной тюрьме (лат.) Наш общий удел – рабство и тоска о другом прекрасном горнем мире.
Мы сострадаем обезьянкам и с отвращение смотрим на людей в картине, которая висит рядом. Это «Нидерландские пословицы» Брейгеля: http://www.googleartproject.com/museums/gemaldegalerie/the-dutch-proverbs-66

Покажу лучше других людей. В галерее есть потрясающие портреты XV-XVI веков. Вот фрагменты трех из них. Эта работа Рогира ван дер Вейдена создана в середине XV столетия:

Рогир ван дер Вейден. Потрет молодой женщины. 1440/45

А эта слегка косящая особа запечатлена Петрусом Кристусом в 1470-х годах:

Петрус Кристус. Портрет молодой женщины. Ок. 1470

Просто прожигает нас взглядом изображенный Альбрехтом Дюрером в 1526 году Иеронимус Хольцшухер:

Дюрер. Портрет Иеронимуса Хольцшухера. 1526

Шедевров живописи XIV-XVIII веков в Картинной галерее Берлина, пожалуй, не меньше, чем в Эрмитаже. Но в Эрмитаже все рассредоточено по многочисленным дворцовым залам. А здесь лучшие работы сконцентрированы на одном этаже современного здания. Ниже находится еще одна экспозиция из произведений «второго ряда» – своеобразное открытое хранение.

Картинная галерея.

Авторы проекта Картинной галереи позаботились о том, чтобы зрители могли передохнуть от сильных впечатлений и набраться сил, чтобы продолжить знакомство с шедеврами. Для этого в угловых залах созданы уголки для отдыха с уютными скамьями.

Картинная галерея

И, посмотрев на ветви деревьев за окном, успокоив глаза, можно возвращаться к живописи.

Вид из окна

Вот еще три живописных фрагмента. Это «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса. Не менее прекрасное, чем «Алтарь Портинари» из Уффици. Вот картина целиком: http://www.googleartproject.com/museums/gemaldegalerie/the-adoration-of-the-kings-monforte-altar-52

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. Ок. 1470

А я лишь показываю дары волхвов и цветы, вырастающие на камнях:

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. Ок. 1470

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. Ок. 1470

В центре Картинной галереи огромный пустой зал с фонтаном в центре и скамейками по периметру. Тоже для того, чтобы отдохнуть.

Картинная галерея

Архитектура, на мой вкус, жестковата. Но, если посмотреть вверх:

Картинная галерея

Небо с легкими облаками, горний мир…
Tags: 15 век, 16 век, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments