www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in history_of_art,
www.halloART.ru
chernov_vlad
history_of_art

Category:

"ЦИРК". Проект Галереи Полины Лобачевской (2011-2012, Москва)



Цирк приехал!
Текст и фото : Тамара  Вехова

     Галерея Полины Лобачевской не перестает удивлять московскую художественную публику камерными, но невероятно изысканными выставочными проектами. Недавно в галерее открылась новая выставка под названием «Цирк», посмотреть ее можно до конца февраля в выставочном зале «Домик Чехова» на Малой Дмитровке.
     Еще свежи в памяти необычные и яркие проекты Лобачевской «Маленький принц» и «Снежный меридиан». Совсем недавно в «Домике Чехова» прошла персональная выставка Бориса Кочейшвили – просто изумительная по своей экспозиции, наполненной «режиссерскими» находками. И вот – новый проект. Очевидно, он был задуман давно, но время открытия выбрано очень точно. Выставка совпал а с зимними праздниками, и название у нее праздничное. 

     Тема была выбрана, скажем прямо, непростая. Ведь цирк – явление неоднозначное: с одной стороны, народный балаган, детский развлекательный спектакль. В то же время, в цирковом представлении всегда есть ощущение риска, опасности: головокружительные «кульбиты» воздушных акробатов под куполом, дикие звери в клетке дрессировщика. Цирк – это также эротика. Это грустные, даже трагические глаза клоунов, столь часто изображавшихся художниками разных эпох как символ трагедии человеческой жизни. Все мы клоуны на сцене, и цирк – метафора самой жизни, отчасти гротескная метафора. Многие великие художники посвящали цирку свои произведения. Вспомним карликов Веласкеса и бродячий цирк Пикассо, цирковые арены Тулуз-Лотрека и Шагала. Фильмы Федерико Феллини и Чарли Чаплина.
     Обращаясь к теме, которая имеет столь давнюю и славную историю в искусстве, Полина Лобачевская задала себе тем самым чрезвычайно высокую планку. И с легкостью взяла эту высоту. Ее проект отличает высочайшее качество представленных на выставке работ, плюс удачное отражение всего многообразия циркового мира, равновесие которого зависит во многом от удачного сочетания балаганных трюков и тонкой лирики. Полине Лобачевской удалось создать проект неожиданный и яркий – как настоящий цирковой балаган. На арене дрессированные звери, силачи, акробаты, фокусники и, конечно же, клоун. Авторы этих «номеров» сплошь известные и заслуженные художники.
 
 

     Кто-то из них готовил свой проект специально для этой выставки, но в экспозиции принимают участие и работы, созданные еще в первой половине двадцатого века. Удивительно, насколько органично акварель Добужинского, авторские отпечатки Родченко и рисунки Зверева смотрятся рядом с интерактивными инсталляциями и видеоартом современных художников – Леонида Тишкова, Владимира Наседкина, Франциско Инфантэ… Вот она, прекрасная цирковая утопия: на арене можно все, любые трюки и самые неожиданные комбинации будут восприняты публикой на «ура»! Но даже если не брать в расчет стилевой вседозволенности, заключенной в самой идее этого проекта, то все равно выходит, что все эти такие разные работы прекрасно существуют рядом и ничуть не конфликтуют. И это вполне естественно, ведь и произведения так называемые «актуальные» и произведения «традиционные», уже проверенные временем, есть лишь точки в единой системе координат, полем которой является искусство, берущее свое начало в авангарде начала XX века. Таким образом, Полина Лобачевская легко и непринужденно показала «кукиш» тем «актуальщикам», которые бесконечно пытаются отмежеваться от своих предшественников - живописцев и графиков, и сделала это скорее осознанно, нежели чем бессознательно.
     Замечательным примером подобного диалога времен является объект Владимира Наседкина. Лаковый красный многоугольник с интерактивными окошечками, наподобие космолета или же подводной лодки завис у одной из стен на втором этаже галереи. В его окошечках транслируются уникальные кадры с физкультурного парада сталинского времени: на серой трескучей пленке засняты проезжающие мимо мавзолея уму непостижимые физкультурные пирамиды, пролетающие парапланы, пробегающие по брусчатке Красной площади фальшивые лыжники... А из верхнего окошечка Наседкинского космолета машет нам рукой до поры до времени довольный цирковыми прыжками своего населения страшный усатый вождь. Заканчивается это выступление скромно разместившимся на соседней стене авторским отпечатком Александра Родченко «Женская пирамида» сделанным в 1936 году.

 

     Но главный герой выставки – это, конечно, печальный клоун. От лица лирического героя в проекте «Цирк» выступает Леонид Тишков. Его инсталляция представляет собой арену, на краю которой сидит фигура в человеческий рост – в рыжем парике и с красным носом. «Фирменный» знак художника Тишкова - месяц в клетке завис над головой клоуна, который внимательно вглядывается в происходящее на арене, в круге из опилок, прямо у его ног. А там крутят документальный фильм Годфри Реджио «Койяанискаци» (дословный перевод – жизнь, выведенная из равновесия) наделавший много шума лет двадцать назад, когда он был снят: отстраненный, сверху вниз, взгляд на ежедневную суету современного человека. Спешащие городские толпы, паутины заполненных людьми эскалаторов, улетающие в космос одинокие и оттого бессмысленные в этой пустоте ракеты. А клоун – то ли творец, то ли просто наблюдатель, вглядывается в эти кадры, и сверху все это напоминает мышиную возню на арене цирка.
     Несмотря на некоторую грусть - неизбежную реакцию внимательного зрителя на этот проект, в котором, на самом деле, затронут целый ряд очень серьезных вопросов, в целом эта выставка, безусловно, создает ощущение праздника. Прекрасного, волшебного, небывалого праздника – прямо как в детстве. Но ведь праздник потому и дает так много радости, что всем известно, что он неизбежно кончится. Ведь не случайно именно этими кадрами заканчиваются фильмы Феллини и Чаплина – пустая дорога, по которой ветер гоняет обрывки цирковой афиши. Цирк уехал… Цирк – как метафора жизни, жизнь - как метафора праздника…
      Но пока еще, к счастью для нас, Цирк еще здесь, с нами, а мы на арене цирка. Господа, приглашаем вас на представление в «Домик Чехова»! Спешите посмотреть на настоящее цирковое искусство!

Адрес : Москва, ул. Малая Дмитровка, дом 29/4
Выставка работает по 1 марта 2012 года.

Ссылка по теме : Подробнее о проекте Полины Лобачевской "Цирк" смотри на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloART.ru

>>>>> 

 
 
Tags: 21 век
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments