Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Темпьетто Браманте

На Яникул мы поднимались неоднократно, но только во время осенней поездки в Рим нам посчастливилось по-настоящему увидеть знаменитый Храмик (именно так переводится на русский «Темпьетто») Браманте. Он был открыт! И во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио не было ни души. Мы входим в открытую дверь и видим небо:

Браманте. Темпьетто



Без переживания внутреннего пространства архитектура лишена жизни. Она превращается в монумент. Именно так существовал для меня Темпьетто раньше. И только войдя в этот совсем маленький храм (диаметр цилиндра, который увенчан куполом – 4,5 м), ты приобщаешься к чуду. Это пространство – для тебя. Темпьетто не рассчитан на толпу, он обращен к отдельному человеку. Здесь сразу же вспоминается «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола. В уста Бога ренессансный гуманист вложил слова, обращенные к человеку: «Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные». «О, высшая щедрость Бога-отца! — восклицает Пико, — О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!»
/Цитата по кн. В.Н.Гращенкова «История и историки искусства: Статьи разных лет», М., 2005, с.126/

Браманте. Темпьетто

Темпьетто, вероятно, самая идеальная постройка Ренессанса: храм-ротонда. Это часовня на месте, где, как считается, был распят апостол Петр. Заказ на строительство храмика Браманте получил в 1502 году от Католических королей Фердинанда и Изабеллы, поскольку как раньше, так и теперь монастырь Сан Пьетро ин Монторио принадлежит Испании. Рисунок Федерико Бароччи передает замысел Браманте. В процессе строительства лишь купол получил несколько иные очертания, а на вершине появился небольшой фонарик, увенчанный крестом.

Браманте. Темпьетто

Но замысел Браманте был воплощен лишь частично, поскольку этот храмик должен был по мысли архитектора находиться в центре круглого двора. Неосуществленный проект приводит в своей книге Серлио:

План Темпьетто

В монастырском дворе Темпьетто явно тесно. Это ощущаешь, когда пытаешься его сфотографировать. Да и выглядит он, несмотря на свои реальные размеры, монументально. Благодаря глубоким нишам он подчеркнуто весом. Как-то сразу вспоминается, что Петр значит «камень».

Браманте. Темпьетто

Над тосканскими колоннами из гранита располагается триглифно-метопный фриз. В метопах – рельефы с атрибутами Св.Петра и литургическими символами.

Браманте. Темпьетто

Темпьетто фотографируют обычно с запада, из-под арки. Обогнув храм, с удивлением видишь, что на востоке есть вход в крипту.

Браманте. Темпьетто

Ее декор относится к более позднему времени. Крипта была устроена по желанию папы Павла III в середине XVI века.

Браманте. Темпьетто

Это совсем маленькое пространство, которое видишь через решетку:

Браманте. Темпьетто

Вернемся к тому, что создал Браманте. Разглядывая детали Темпьетто, нельзя не согласиться с той характеристикой, какую дает архитектору в «Жизнеописаниях» Вазари. Говоря об «умении» архитектора, он замечает, что оно «распространилось не только на целые здания, им построенные, но и на обломы карнизов, на стволы колонн, на изящество капителей, баз, консолей, углов, сводов, лестниц, ризалитов, словом, на любые архитектурные формы, созданные по советам или образцам этого художника и неизменно поражавшие всякого, кто их видел».
http://lib.rus.ec/b/229265/read

Браманте. Темпьетто

Паломнические раковины в нишах, розетки в кессонах потолка, мраморные консоли с изящным растительным орнаментом. Все это оживляет, но совсем не перегружает здание.

Браманте. Темпьетто

Зайдем в Темпьетто еще раз. Процитирую В.Н.Гращенкова. «Природа ренессансной религиозности — сложная и многоплановая проблема До известной степени ее специфику можно видеть в увлечении эпохи центрально-купольными храмами. С одной стороны, это — самые классические и по стилю, и по духу постройки, плохо приспособленные для богослужения. С другой стороны, их сакральное содержание тяготеет к универсальной космичности, философской отвлеченности; в нем мало конкретной конфессиональности. Вот почему эти идеально прекрасные храмы, возобновлявшие архитектурные формы Пантеона и римских мавзолеев, не нуждаются в традиционной для церковных зданий развитой изобразительной декорации. Вместе с тем купол, своей чашей замыкающий вверху пространство храма, — один из самых эмоциональных символов. Его образ безотчетно внушает нам чувства и мысли, родственные тем, что возникают при созерцании голубого небосвода днем, темной бездны звездного неба — ночью. В самой его форме уже заложена идея вечности и бесконечности».
/ В.Н.Гращенкова «История и историки искусства: Статьи разных лет», М., 2005, с.125/

Браманте. Темпьетто

В нишах над окнами мы видим статуи евангелистов:

Браманте. Темпьетто

Они созданы столетием позже храма, но достаточно органично смотрятся в интерьере. Это – Марк:

Браманте. Темпьетто

В алтарной части восседает Св.Петр:

Браманте. Темпьетто

На рельефе мы видим его распятым вниз головой:

Браманте. Темпьетто

Мозаичные мраморные полы в технике космати украшают интерьер:

Браманте. Темпьетто

Изысканный орнамент прерывается отверстием в полу, сквозь которое мы видим еще одно отверстие уже в крипте. Считается, что там внизу сохранился след от креста, на котором распяли Св.Петра.

Браманте. Темпьетто

Палладио поместил описание Темпьетто в свои «Четыре книги об архитектуре» среди античных храмов. Тем самым творение Браманте уже в XVI веке приобрело значение эталона. Закончим же любование храмиком словами Палладио: «Мы, хотя и не поклоняемся ложным богам, но, соблюдая подобающее достоинство в форме храмов, изберем форму совершеннейшую и превосходнейшую, а поскольку таковая есть круг, ибо из всех фигур она единственная самая простая, однородная, ровная, прочная и вместительная, мы и будем делать храмы круглыми; ведь храмам эта фигура подобает особливо: и точно, будучи заключена в одной границе, в которой нельзя найти ни начала, ни конца и нельзя отличить одно от другого, и имея части, равные друг другу и одинаково причастные фигуре целого, и, наконец, имея край, в каждой своей части одинаково удаленный от центра, фигура эта в высшей степени способна воплощать единство, бесконечную сущность, однородность и справедливость Бога».
/Цитата по кн. В.Н.Гращенкова «История и историки искусства: Статьи разных лет», М., 2005, с.127/
Tags: 16 век, Италия, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments