Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Альгамбра: Прогулка по раю. Часть первая

Абу Муса рассказывает: «По словам Пророка, для каждого мусульманина в раю есть шатер, украшенный жемчугом, а внутри – пустой, пространством в шестьдесят кос; в каждом углу праведника будут ожидать его жены, которые друг с другом не встретятся, и мусульманин будет поочередно любить их»
Томас Патрик Хьюз, «Словарь ислама» (1935)
/Книга ада и рая. Составили Хорхе Луис Борхес и Адольфо Бьой Касарес. СПб., 2002, с. 102/


Наше посещение рая началось рано утром. По Интернету мы заранее заказали билеты во дворцы Насридов, и наш сеанс начинался в восемь утра. Это было правильное решение. Альгамбра – сверхпопулярный туристический объект, и оказаться здесь хоть какое-то время в тишине, без шумных толп экскурсантов дорогого стоит.

Зал Абенсеррахов



Солнце осветило не все цветники и водоемы, сосны и кипарисы все еще казались посланцами тьмы, но радостное ощущение чуда охватило нас сразу же, как только мы прошли через ворота:

Альгамбра


Хотя надо было как можно скорее достичь входа во дворцы, пройти мимо роскошных кипарисов и не остановиться было невозможно:

Альгамбра

Щебетали птицы, журчала вода, благоухали розы. Пышные цветы, бархатная зелень… Впрочем, этот чудесный сад был лишь преддверием рая.

Альгамбра

Вход в рай, во дворцы Насридов, выглядит так:

Мешуар

Первое пространство, куда мы попали, называется Мешуар (Королевская трибуна). Еще этот двор называют «Золотистой комнатой». Здесь происходили общественные приемы и суды. Роскошный резной декор, ковром покрывающий фасад, вызывает восхищение.
Дворцы в Гранаде создавались на протяжении нескольких веков, потом переделывались, ветшали, поновлялись и реставрировались. Реставрация Альгамбры продолжается и сейчас. Но как бы не бросалась в глаза новизна некоторых деталей, невозможно не попасть под обаяние целостного ансамбля. Он сложился в основном в XIV веке.

Мешуар

В центре двора находится чашеобразный фонтан:

Мешуар

Одна из дверей Мешуара ведет в Миртовый двор или, как его еще называют, двор Альберка.

Миртовый двор

Спокойная гладь огромного бассейна отражает не только синь небес, но и кружевную архитектуру вместе с ласточками, непрерывно рассекающими пространство парадного двора:

Миртовый двор


Неясно, что прекраснее: отражение или реальность. Сказочно и то, и другое:

Миртовый двор

Вероятно, поэтому «Сказки Альгамбы» Вашингтона Ирвинга, американского дипломата и писателя, посетившего Гранаду в 1829 году, до сих пор могут служить путеводителем. В музейном магазине я приобрела их в новом русском переводе. Забавно, что свою поездку в глубь Испании американец предпринял в компании русского дипломата. Но нашему соотечественнику не повезло, ему пришлось вернуться к делам, а В.Ирвинг прожил в покоях Альгамбры несколько месяцев.
Вот как американец пишет о Миртовом дворе: «Перемещение было просто магическим. Казалось, что в мгновение ока мы были перенесены в другие времена и в другой мир и проходим по сценам арабской истории. Невозможно выразить ту огромную разницу, которая существует между видом крепости снаружи и тем, что предстало пред нашими глазами, когда мы вошли внутрь Аламбры. Мы находились на большом patio, выложенном белым мрамором и украшенном лёгкими мавританскими колоннами. Двор этот называется Patio de la Alberca - Дворик Альберка (от арабского слова al beerkah - колодец). В центре его находится огромный бассейн, или пруд, ста с половиной футов в длину и тридцати - в ширину, в котором плавают золотые рыбки и который окружён изгородью из розовых кустов. Над всем этим возвышается величественная La Tone de Comares.»
/Вашингтон Игвинг. Сказки Аламбры. 2008, с. 43/

Миртовый двор

Перед тем как зайти внутрь башни Комарес любуешься боковыми нишами, украшенными изумительно легкой резьбой и сталактитовым сводиком, кое-где сохранившим следы раскраски:

Миртовый двор

Войдем в башню. «Массивная башня, производящая впечатление величия и силы, возвышается и доминирует над всей крепостью, нависая над крутым склоном холма, обрывисто спускающегося к реке Дарро. Через мавританскую сводчатую галерею мы прошли в обширный зал, находящийся внутри башни и служивший ранее большим аудиенц - залом для мавританских монархов; именно поэтому он называется Salon de Embajadores - Зал Послов. На нём всё ещё лежит отпечаток былого величия. Стены богато украшены арабесками, сводчатый потолок из кедрового дерева, такой высокий, что в темноте его почти не видно, всё ещё отсвечивает богатой позолотой и блестящими красками в мавританском стиле. По трём сторонам салона расположены глубокие окна, вырубленные в огромной толщины стенах, украшенных балконами, смотрящими вниз, в зелёную долину реки Дарро, на улицы и монастыри квартала Альбайсин, и господствующих над раскинувшейся в отдалении Vega».
/Вашингтон Игвинг. Сказки Аламбры. 2008, с. 46/

Дворец Комарес


Современные реставраторы, бережно восстанавливающие вязь сложнейших резных узоров, не покушаются на воссоздание цветовой среды.

Миртовый двор

Сочетание темного дерева потолков и оконных ставен с золотистыми стуковыми орнаментами очень красиво само по себе.

Миртовый двор

Лишь воссозданный изразцовый цоколь зала и двора позволяет чуть-чуть приблизиться к первоначальной полихромии покоев Альгамбры.

Миртовый двор

Восхищаясь парадным двором, трудно представить, что наиболее сильные архитектурные впечатления еще впереди. Но об этом в следующий раз.

Панорамы Альгамбры и взгляд из дворца на город:
http://cicerone2007.livejournal.com/74015.html
Tags: Искусство ислама, Испания, архитектура
Subscribe

  • Борис Кустодиев. Часть I - фотография

    23 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения замечательного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева - выдающегося мастера жанровых сцен…

  • Musée d'Orsay или эссе о размерах

    Оригинал взят у virginian, Musée d'Orsay или эссе о размерах Последний поезд отбыл из железнодорожного вокзала Gare d'Orsay в 1939…

  • (no subject)

    Небольшое объявление, если позволят модераторы. В 2017 году исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося русского художника Павла Дмитриевича…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments