Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Эксекий. Глядящие из прошлого

Об этом эффекте, когда на тебя устремлен неожиданный взгляд персонажа из картины, я уже писала в посте о Карпаччо: http://cicerone2007.livejournal.com/63778.html Именно картины, а не портрета, поскольку в портрете такие взгляды запрограммированы самим жанром. В Старом музее Берлина, где находится одно из лучших собраний античного искусства, я вновь пережила ощущение неожиданного контакта с одним из персонажей пинаки, расписной терракотовой таблички, предположительно созданной одним из самых великих вазописцев Древней Греции – Эксекием. Эффект неожиданного обращения к тебе возникает просто: лишь один из персонажей погребальной процессии изображен в фас, все остальные – в профиль.

Пинака



Профильные изображения абсолютно доминируют в древнегреческой вазописи. Изображения в фас в периоды архаики, ранней и высокой классики чрезвычайно редки. Более того, взгляд глаза в глаза – это прерогатива завораживающих масок. В первую очередь, так изображается Медуза Горгона, от взгляда на которую человек должен окаменеть. Вот, например, горгонейон на гидрии из Спарты, она датируется VI веком до н.э.:

Гидрия из Спарты

Еще одна завораживающая маска – это маска Диониса. Так она выглядит на амфоре мастера Антименеса, которая датируется тоже VI веком до н.э.:

Амфора с культовой маской Диониса

Кстати, я уже как-то показывала килик, где внутри помещена голова Медузы, а снаружи – фронтальное изображение сатира: http://cicerone2007.livejournal.com/49832.html

Вернемся в зал Старого музея. Пинаки с росписями использовались для украшения гробниц. В витрине берлинского музея экспонируются обломки пинак, найденные в Афинах. На них разворачивается траурное шествие. Идут мужчины:

Пинака

Великолепные кони везут колесницу с умершей знатной женщиной. Лошадиные морды просто замечательные! Рассматривая «корону» из ушей, чувствуешь, как напряглись кони. Не совсем понятна разница в масштабе изображенных: кто эти большая женщина и маленький мужчина? Это богиня, незримо присутствующая среди скорбящих? Или обнаженный мужчина небольшого роста – слуга, оказавшийся среди господ?

Пинака

Кусочками разбитой пинаки иногда просто любуешься, поскольку разобраться в том, кто изображен, уже невозможно.

Пинака

Но есть и несколько очень выразительных фрагментов с лицами плакальщиц:

Пинака

Особенно хорош фрагмент, где рядом мы видим скорбящих мужчину и женщину. Отточенность каждой линии просто поразительна. Интересно, что совершенно по-разному изображаются глаза мужчин и женщин. Повышенная эмоциональность пинак, которая проявляется, прежде всего, в жестах персонажей погребального шествия, отличает их от знаменитых ваз Эксекия. Оно и понятно: сюжеты, которые использовал для своих росписей сосудов знаменитый афинский мастер, взяты из арсенала мифов, а здесь мы соприкасаемся с миром конкретных людей, с трагедией какого-то знатного афинского семейства.

Пинака

Эксекий работал в VI веке до н.э. Его композиции – одна из вершин изобразительного искусства архаики: http://en.wikipedia.org/wiki/Exekias
Tags: Древняя Греция, декоративно-прикладное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments