Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Ферапонтовские небеса

Небо я увидела, когда мы вышли из церкви Рождества Богородицы. Монастырская ограда отсекала нас от суетного мира, и после фресок Дионисия глаза устремлялись только к небесам. А может быть, все, что мы увидели в храме, просто приблизило нас к горнему миру?

Ферапонтово



Первое паломничество в Ферапонтов монастырь я совершила на третьем курсе. Группа студентов-искусствоведов впервые в истории истфака МГУ победила в социалистическом соревновании. На заседании комитета комсомола я предложила нашу группу премировать поездкой в Ферапонтов. Самое смешное, что так и сделали, освободили нас на несколько дней от занятий, оплатили дорогу и ночлег. Было это безумно давно. В памяти от той поездки остались озерная ширь и нежная голубизна фресок. Что-то было закрыто лесами реставраторов. Сейчас музей показался мне вполне обустроенным. С экскурсоводом нам повезло: с собором нас знакомила хранитель фресок Дионисия.

Ферапонтово

Первая фреска, которую видит посетитель музея, когда-то находилась снаружи. Она украшает западный портал храма. У двери нас встречают архангелы Михаил и Гавриил. В средней зоне повествование о рождении Марии, а выше расположен Деисус.

Западный фасад ц.Рождества Богородицы

Каменный собор Рождества Богородицы был построен в 1490 году, а расписан Дионисием с сыновьями в 1502. И эти нежнейшие сцены из жизни Богоматери возникли тогда же, когда Леонардо да Винчи писал «Джоконду», а Микеланджело ваял «Давида».

Рождество Богородицы

Как ни прекрасны фигурные сцены, но благоговейно любуешься не только ими, но и декоративными деталями: «полотенцами» с медальонами и рельефным терракотовым пояском:

Западный фасад ц.Рождества Богородицы

А какой чудесный орнамент стелется по килевидным аркам!

Богоматерь с младенцем. Воплощение с Иоанном Дамаскиным и Козьмой Маюмским

И все это – преддверие того чуда, что ждет внутри собора. Росписи Дионисия –единственный целостный древнерусский ансамбль, дошедший до нас без поновлений. Мастер, работавший в Успенском соборе Московского кремля, монастырях вокруг Москвы, известен нам сейчас как фрескист благодаря росписям в далеком храме на берегу северного Бородаевского озера. К нашему счастью, монастырь беднел, потом был закрыт, а у далекой приходской церкви не оказалось средств на обновление росписи. Именно это спасло росписи Дионисия, которые не были сбиты или записаны мастерами последующих веков. Их просто время от времени мыли. Реставраторы в течение нескольких последних десятилетий вели очистку росписей от многолетних загрязнений и укрепление красочного слоя.

В куполе одноглавого собора – традиционное изображение Христа Пантократора,

Христос Вседержитель

В простенках между окнами – Архангелы, а ниже, в медальонах полуфигуры Праотцов. В парусах располагаются Евангелисты. На подпружных арках – многочисленные изображения Святых.

Ц.Рождества Богородицы

В конхе апсиды – Богоматерь на престоле с Архангелами Михаилом и Гавриилом. На подпружной арке – изображения Пророков. Многократное повторение круга при изображении сияний и нимбов позволяет создать ощущение гармоничного мира, в котором парят фигуры. Время лишь усилило этот эффект. Слой красок истончился, сегодня фигуры смотрятся полупрозрачными.

Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом

Такими легкими тенями смотрятся сейчас Отцы Церкви, чьи изображения расположены на стенах апсиды. Их белые и крестчатые облачения словно источают свет.

«Служба святых отец»

В люнетах над конхой мы опять видим Богородицу. Сначала в сцене Покрова, а еще выше с младенцем Иисусом на груди. К ней обращены четыре Архангела. На подпружной арке, разделяющей эти изображения, – первосвященники Аарон и Мелхиседек, а в сияниях над ними два Серафима. Над благословляющей Богоматерью по восемь полуфигур Праотцов с каждой стороны и Серафимом между ними.

Покров Богоматери

Остановимся, переведем дух, чтобы продолжить созерцание фресок в следующий раз. Кстати, у музея очень хороший сайт: http://www.dionisy.com/rus/
Tags: 16 век, Россия, фреска
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments