Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Берлин. Картинная галерея. Лукас Кранах Старший

Странно было бы не встретить произведений Лукаса Кранаха Старшего, крупнейшего немецкого мастера XVI века, в собрании берлинской картинной галереи. Но то, что мы увидели в экспозиции, по-настоящему изумило. Во-первых, повторение триптиха Босха с изображением Страшного суда. Хранится Страшный суд в Вене. Судя по репродукциям, творение Кранаха – это не вольная трактовка, а настоящая детальная копия.

Кранах копирует Босха



Если в монстрах из сцены Страшного суда все вполне босховское, то в изображении страдающих людей проглядывает кранаховское. Словно персонажи портретов и мифологических сцен немецкого мастера оказались в босховском раю и аду.

Кранах копирует Босха

Рай стал более земным. Пока Бог создает Еву, Адам спит таким же безмятежным сном, как щенок по соседству.

Кранах копирует Босха

В райских кущах водятся вполне обычные животные и птицы. И лишь в сцене грехопадения на скале затаился странный дикобразоподобный зверек с ветвистыми рогами.

Кранах копирует Босха

В сценах Ада Кранах опять превращается в ученика с увлечением разбирающегося в хитросплетениях разнообразных взаимоотношений грешников и дьявольских сил.

Кранах копирует Босха

После этого триптиха самое время отдохнуть, глядя на портреты. В экспозиции есть прекрасный ранний (1503 г.) портрет жены юриста. По всей вероятности, существовало парное изображение супруга. И так же, как в свадебном портрете Иоганна Куспиниана и его молодой жены, муж был погружен в раздумья о возвышенном, а жена сосредоточена на раздумьях о земном.
Портрет целиком:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/Lucas_Cranach_d._Ä._037.jpg
Фрагмент:

Кранах. Женский портрет

И еще фрагменты. На этот раз портрета Иоганна Фридриха Великодушного, при дворе которого работал в Виттенберге Кранах. И если в ранних портретах художника человек представал на фоне пейзажа, соотносился с миром, то в парадных изображениях саксонских курфюрстов и их жен живые лица соотносятся со слегка уплощенными, условными аксессуарами.

Кранах

Одежда, оружие, драгоценности изображены тщательно, но с какой-то избыточной декоративностью. Живой человек окружен в этих портретах предметами-знаками, символами богатства и власти.

Кранах

Дольше всего мы рассматривали большую картину Кранаха «Фонтан юности» (1546 г.). Она написана уже старым мастером за семь лет до смерти.

Кранах. Фонтан юности
http://farm4.staticflickr.com/3627/3443279684_4bd79e7a3c_o.jpg

Полюбуемся фрагментами. К бассейну, в центре которого находится фонтан с фигурами Венеры и Купидона, тянутся старухи. Точнее – их подносят и подвозят к чудесному источнику.

Кранах. Фонтан юности

Их нагота – зрелище не для слабонервных:

Кранах. Фонтан юности

Разглядывая картину, я вспоминала свой детский ужас при посещении общественной бани. Вот и в бассейне оказываются такие же беззубые, страшные и злые старухи.

Кранах. Фонтан юности

Вода их чудесно преображает. И выныривают из нее совсем юные и нежные как котята существа.

Кранах. Фонтан юности

На берегу галантные кавалеры приглашают их в шатры, где можно приодеться, а потом ведут к столам, накрытым в Саду любви, или прямиком в кусты:

Кранах. Фонтан юности

Думаю, что идея омоложения женщин могла поселиться в головах мужчин только в такую эпоху, когда женская смертность была велика и дам явно не хватало. Лукас Кранах Старший придал мечте о многоразовом использовании женщин трогательную убедительность.

Кранах. Фонтан юности
Tags: 16 век, Германия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments