Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Чудо Борромини

Мой ученый приятель, вернувшись из своей первой поездки в Рим, где у него был лишь один свободный день на осмотр города, и который он весь посвятил знакомству с архитектурой барокко, сказал мне:
– Они не люди!
– ???
– Люди так строить не могут!

Эти слова я вспоминала в Риме в Сант’Иво алла Сапиенца, может быть, самом фантастическом храме, построенном Франческо Борромини.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца



Сант’Иво был заключительным аккордом дня, который у нас спонтанно превратился в паломничество по барочным церквям Рима. И это был самый необычный и самый прекрасный из десятка знаменитых храмов. В его интерьере не было ни иллюзионистической живописи, ни пафосной скульптуры, ни позолоты. В нем просто струился божественный свет, а архитектура воспринималась, как взмах ангельских крыльев.
Попасть в этот храм можно не всегда. Зимой он открывается лишь на несколько часов в неделю. Поэтому большинству путешествующих он известен лишь своим завершением, которое хорошо видно с холмов или с площади Сант-Эустакио, что неподалеку от Пантеона.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Спираль, придуманная задолго до Башни III Интернационала Татлина! И такая изящная, с ажурным завершением! Сант’Иво Борромини построил в середине XVII века (1642-1660). Спираль словно ввинчивается в римские небеса и делает зримым наш путь к горнему миру.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Стоит присмотреться к ордерным деталям храма. Волюты в капителях Борромини обращены внутрь, а не наружу. Они скручиваются, а не раскручиваются, как в классическом ордере! Место иоников заняли ангельские головки.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Снаружи купол почти не читается. Только разрез показывает, как все устроено на самом деле:

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b7/SantIvo_Drawing_04.jpg


Внутреннее пространство целостно. Пилястры большого ордера помогают нашему взгляду двигаться вверх. Их каннелюры сродни тонким готическим колонкам, за которыми скрыты мощные столбы.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Стена напоминает гармошку. Вогнутые и выпуклые детали постоянно спорят друг с другом, растворяя ее тяжесть прямо на глазах.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

В классический декор постоянно вплетаются символические детали. Сапиенца – это мудрость. В «Истории западноевропейской архитектуры» Дэвида Уоткина я вычитала, что символические элементы: звезды, пальмовые ветви, венки из листьев дуба и лавра отсылают нас к храму царя Соломона, мудрость которого была легендарной.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Сложные профилировки просто завораживают. И все это на вогнутых или выпуклых поверхностях.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Как бы ни были прекрасны отдельные детали, важнее всего ощущение пространства, охватывающего нас. Глаза невольно все время поднимаются вверх, к куполу.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Воспарить к небесам помогает световая композиция: чем выше, тем больше света льется из окон.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Строительство храма велось при нескольких папах. План храма, построенный на двух треугольниках, напоминал современникам архитектора форму пчелы, династического символа папы Урбана XVIII из рода Барберини. Этот папа назначил Борромини в 1632 году университетским зодчим. В куполе мы видим горки рода Киджи, к которому принадлежал папа Александр VII. При нем храм был завершен.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Так выглядит пол храма:

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

А так вымощен двор университета:

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Церковь Борромини, которая, кстати, сначала была посвящена Св.Евстафию, а уже потом, по предложению архитектора стала носить имя Св.Иво Бретонского, встроена в сложившийся университетский комплекс.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/SantIvo_Drawing_05.jpg

Университет начал создаваться еще при папе Льве X. Некоторые исследователи, как пишет в своей книге об архитектуре Возрождения В.Лисовский, связывают университетский двор с именем Микеланджело. Потом строительством до его окончания в 1602 году руководил Джакомо дела Порта.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

В дни, когда храм закрыт, во дворе тихо и пустынно.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

Университет покинул исторические стены еще при Муссолини. Сейчас здесь располагается государственный архив.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

На стенах верхнего этажа можно увидеть пчел Барберини.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца

А ниже изображен дракон, напоминающий еще об одном папе – Григории XIII.

Ц. Сант'Иво алла Сапиенца
Tags: 17 век, Италия, архитектура, барокко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments