palborum (palborum) wrote in history_of_art,
palborum
palborum
history_of_art

Category:

Вид с Петровского острова в Петербурге.

В отечественной искусствоведческой литературе эта работа Сильвестра Щедрина (1791 – 1830) традиционно считается академической штудией 1811 года за которую молодой живописец получил свою первую золотую медаль. Дата «1811» кочует из статьи в статью, с сайта на сайт, хотя в ещё далёком уже 1977 году технологическое исследование, проведённое специалистами Русского музея, выявило ранее трудно различимую подпись Щедрина и выписанную его рукой дату «1816».

Петров. ост. (1) - копия

Щедрин С.Ф. Вид с Петровского острова в Петербурге. 1816. ГРМ.



Любопытен также сюжет картины. Мне встречались, по крайней мере, три её описания. Первое принадлежит известному искусствоведу, хранителю Эрмитажа Андрею Ивановичу Сомову: «За мостом из-за деревьев виднеется здание нынешней второй гимназии. (?) Направо речка Ждановка, а за нею Пеньковый буян и часть Дворцовой набережной». (Сомов А.И. Каталог картинной галереи Императорской Академии Художеств. СПб., 1872, с. 40). При чём тут вторая гимназия – непонятно.

Второе описание более правдоподобно и развёрнуто: «Представлен вид с Петровского острова в дельте Невы. Слева – портик и, по-видимому, дровяной двор Второго кадетского корпуса, за ним видна колокольня Владимирского собора. На первом плане – река Ждановка с мостом через нее. Укрепленный сваями берег переходит в Тучков мост. Справа –– здание Пенькового буяна, вдали видны крыши Биржи и Зимний дворец». (Государственный Русский Музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог (К - Я). СПб., 2007).

Третий вариант принадлежит перу Эсфири Николаевны Ацаркиной, искусствоведу, исследовательнице творчества С.Ф. Щедрина: «В картине показан мост на сваях, перекинутый через Малую Невку, с группой оживлённо беседующих на нём крестьян, пастух, который гонит стадо, нарядно одетые горожане с просящим у них милостыню нищим, крестьянки, усевшиеся на земле, и т. п.» (Ацаркина Э.Н. Сильвестр Щедрин. 1791 – 1830. М., 1978, с. 24 – 25). Далее автор повторяет уже цитировавшееся выше описание А.И. Сомова, не замечая, что последний говорил о Ждановке, а она – о Малой Невке.

Так где же располагалось место, выбранное художником для написания картины? Судя по всему, это всё-таки Ждановка в районе Второго кадетского корпуса. Его центральное здание, построенное Ф.И. Демерцовым в 1795 – 1803 гг., виднеется слева из-за деревьев. Справа – Тучков буян. Сама речка в те достопамятные времена протекала вдоль нынешнего проспекта Добролюбова и начиналась чуть ли не у Петропавловской крепости. Иначе был ориентирован и Тучков мост. Он шёл от Васильевского острова не к Большому проспекту, как ныне, а через Петровский остров и далее через Ждановку в створ Малого проспекта. (См.: Петров С.Ю. На берегах реки Ждановки. М., 2012, с. 54). Ну а сам Петровский остров, судя по щедринскому полотну, был достаточно живописен и напоминал скорее деревенскую идиллию, чем суетливую прозу городской жизни…


Tags: 1810-е, Россия, академизм, живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments