alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in history_of_art,
alexander pavlenko
alexander_pavl
history_of_art

Categories:

Бурная жизнь одного гения 2

Итак, самоуверенный девятнадцатилетний неаполитанец в 1635 году прибывает в Рим, но художников там и без него полно. Жанровые картины (бамбочада) Сальватора Розы идут неплохо, однако подобная живопись непрестижна. Сальватор пытается писать батальные полотна и навлекает на себя насмешки из-за плохого знания анатомии, а самый богатый заказчик – церковь – не спешит давать юному гению заказы, несмотря на то, что он повсюду таскается с картинами на библейские сюжеты. Приходится халтурить, до бесконечности повторяя мотивы с бандитами, бродягами, игроками в карты.

0_50ffb_71812a5d_L 48920

Выход из положения нашёлся совершенно неожиданный: Сальватор Роза напяливает клоунский костюм, маску и становится площадным шутом «комедии дель арте» под сценическим именем Паскариэлло Формика. Он кривляется на перекрёстках, рекламируя римских докторов и их патентованные мочегонные средства, и его импровизации имеют неожиданный успех. Как только Формика взбирается на дощатый помост, со всех сторон сбегаются зеваки, раздаётся хохот, аплодисменты, сборы, в общем, жить можно. Сальватора даже начинают зазывать в разные театры, прельщая хорошими деньгами, но он упорно стремится в живописцы и наконец обращает на себя благосклонное внимание кардинала Бранкаччи, тоже неаполитанца. Художник получает заказ на церковную живопись, и в этом момент с ним происходит то, что слишком часто случается в Риме XVII века с иногородними художниками, чья карьера пошла на взлёт – «от непривычной римской пищи» Сальватор Роза заболевает и несколько месяцев балансирует между жизнью и смертью. Наконец, встав на ноги, Роза исполняет уже принятый заказ на алтарный образ, но отзывы коллег и ценителей уничижительные. Сальватора Розу опять попрекают отсутствием школы и уличают в пристрастии к поверхностным эффектам. Это крах. Униженный художник возвращается в Неаполь, где его следы на некоторое время теряются. Можно предположить, что он навёрстывал упущенное и упражнялся в технике живописи, поскольку пару лет спустя один из приятелей Сальвадора Розы анонимно представляет его картину на полугодовой выставке, организованной римской Академией Лукка, и работа Розы наконец-то заслуживает одобрение профессионалов.

samuel_painting Salvator_Rosa_-_Pythagoras_and_the_Fisherman

Сальвадор Роза возвращается в Рим, как триумфатор, по заказу своего нового покровителя кардинала Бранкаччи расписал епископский дворец и церковь, однако этот триумф чуть было не обернулся новой катастрофой. «Академики» отказались принять Розу в свой круг, причём сам Лоренцо Бернини, в то время самый популярный и самый влиятельный скульптор и архитектор Рима, выступил с речью, разобрав ошибки Сальвадора Розы в композиции и колорите. Впрочем, коммерческий успех был несомненен. Со всех сторон шли заказы на «дикую», «фантастическую» живопись неистового неаполитанца, а Бернини Сальватор Роза отомстил, поставив на сцене своего собственного театра (располагался этот балаган на Порто дель Пополо в пустующей вилле) драматический пасквиль на великого скульптора. Публика ломилась на спектакли, Бернини тоже полюбопытствовал и очень смеялся во время представления. Однако следовало как-то отреагировать на выходку Сальвадора Розы, поэтому Бернини заказал аналогичный памфлет на молодого нахала. Какой-то эфемерный театрик поставил пьесу, но она получилась настолько оскорбительной по отношению к Сальватору Розе (были собраны самые скандальные сплетни, а несомненные факты излагались с непристойными искажениями), что Бернини с друзьями демонстративно вышел из зала. Экспансивный обидчивый Роза не оставил памфлет без ответа и разразился новыми сарказмами. Весь Рим бегал на представления популярнейшего комика синьора Формики, так что победителем в памфлетной битве остался Сальватор.
Впрочем, не один Бернини пал жертвой сатирических устремлений нашего героя. Роза высмеивал всех, кто попадался ему на глаза, и доигрался в конце концов до ножей наёмных убийц. Однако «браво» не стали убивать Сальватора, только напугали его до полусмерти, помахав лезвиями у него перед глазами. Вероятно, это было предупреждение. Гораздо более серьёзной попыткой расправы с памфлетистом стало заведённое на Розу инквизиционное дело.

0616 glauco-scilla352x288

Наёмные убийцы... инквизиция... В Риме становилось жарко. Встревоженный Сальватор Роза в 1640 году принял приглашение Маттео де Медичи и переехал во Флоренцию.
Tags: 17 век, барокко, живопись, занимательные факты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments