Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Category:

Миланские впечатления: юная дама из Польди-Пеццоли.

Воскресным днем в тридцатисемиградусную жару Милан был почти совершенно пуст. Ни машин, ни местных жителей. Жизнь поддерживали лишь группы русских и японских туристов у Собора и Кастелло Сфорцеско. Да еще на жару не обращали внимания местные коллекционеры, которые рылись в открытках, монетах и прочих замечательных вещах неподалеку от Амброзианы. Тем лучше было в тишине и прохладе миланских музеев. Остаться с шедевром один на один – истинное удовольствие! Можно было сколько угодно спокойно любоваться самой очаровательной дамой XV века в музее Польди-Пеццоли. Ее портрет был создан около 1470 года в мастерской братьев Поллайоло. Считается, что это работа старшего брата – Антонио.

Антонио Поллайоло. Женский портрет



В этом портрете причуды моды XV века – высокий лоб, который достигался выбриванием волос над ним; выщипанные брови; обесцвеченные или выжженные до белизны на солнце волосы – смотрятся совершенно естественно и замечательно гармонируют с дерзко вздернутым носиком и выступающей верхней губой юной дамы. Портрет довольно большой: 44,5х32,7. Незнакомка лишь чуть-чуть меньше натуры, что делает ее образ более интимным.
Рядом с этим портретом в зале находится Св. Николай Толентинский, созданный Пьеро делла Франческа. Крепкий, суровый мужчина лет пятидесяти, глядя на которого я невольно вспоминаю В.Н.Гращенкова. И не только потому, что Пьеро был его любимым художником, но и потому, что сам Виктор Николаевич был похож на его героев. Тот же типаж. В книге о портрете в итальянской живописи Раннего Возрождения Гращенков детально описывает картину из Польди-Пеццоли: «В миланском портрете голубизна неба как бы приглушает и высветляет все основные краски. Слабо моделированное тенями лицо кареглазой незнакомки с чуть вздернутым носиком имеет теперь желтоватый тон старой слоновой кости.

Антонио Поллайоло. Женский портрет

Ее светло-золотистые волосы украшены нитями сероватого жемчуга и голубой ленточкой (с золотой нитью), удерживающей на темени золотую пластинку с крупными жемчужинами.

Антонио Поллайоло. Женский портрет

Стройную шею охватывает ожерелье, в котором каждые три жемчужины чередуются с золотыми бусинами; две отборные жемчужины с красным камнем свисают на грудь. Платье темно-зеленого цвета обрамлено золотой каймой, а вишневый рукав украшен серебряным шитьем. Внешняя нарядность лишь оттеняет изящество и прозрачную безмятежность образа, его земную простоту и одновременно легкую поэтическую отрешенность. Среди множества женских портретов кватроченто — и более условных, и более психологических — миланский портрет, пожалуй, самый привлекательный. В нем с редкостной целостностью воплощен светлый и гармонический идеал женственности, свойственный той эпохе и отраженный в произведениях искусства и литературы».

/В.Н.Гращенков. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996, с. 284/

Антонио Поллайоло. Женский портрет

Музей Польди-Пеццоли находится на Via Manzoni, которая когда-то носила название Проспект садов. Тенистый сад, которым можно полюбоваться из окон музея, придает ему особое очарование. Картины, ковры, оружие, фарфор и скульптура уютно расположились в интерьерах 19 века. Но символом музея стало все-таки его главное чудо – юная красавица Поллайоло.

Музей Польди-Пеццоли
Tags: 15 век, Италия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments