Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

Альгамбра: Прогулка по раю. Часть вторая

Нашим гидом в прогулке по лабиринтам дворцов Насридов вновь будет Вашингтон Ирвинг. Тем более что главную жемчужину ансамбля – Львиный дворик, нам не удалось увидеть во всей красе. Там шли реставрационные работы. Не было самого фонтана, кое-где стояли леса. Мы были утром, когда солнце еще только подбиралось к кружевным стенам личных покоев гранадских эмиров.

Альгамбра



«Ни с чем не сравнимое очарование этого старого, окутанного мечтой дворца кроется в его способности вызывать смутные, неясные воспоминания и картины прошлого, одевая, таким образом, голую реальность в иллюзорные наряды памяти и воображения. Меня притягивают эти "призрачные тени", поэтому я решил искать такие уголки в Аламбре, которые рождали бы в моей душе эти прекрасные иллюзии, и нет другого более благоприятствующего для фантазии места, чем Львиный дворик и окружающие его залы. Здесь рука времени оказалась самой лёгкой, и следы мавританской элегантности и великолепия сохранились в почти первозданном блеске. Землетрясения воздействовали на основание всего ансамбля и собрали дань с самых прочных его башен, но, однако, ни одна из стройных колонн двора не сдвинулась с места, не была повреждена ни одна из арок его светлой и хрупкой аркады; и все волшебные резные украшения сводов, на первый взгляд такие же хрупкие, как хрустальные кружева утреннего инея, продолжают существовать по прошествии столетий, оставаясь почти такими же свежими, какими вышли они из-под руки мавританского художника».
/Вашингтон Игвинг. Сказки Аламбры. 2008, с. 83/

Альгамбра

Эта часть дворца создавалась в середине XIV века. Львиный дворик – несомненный образ Рая. В центре – Фонтан Жизни, к которому стекаются четыре реки Рая. Вокруг должны благоухать цветы. Вашингтон Ирвинг их застал: «Дворик устлан цветочными клумбами и окружён легкими арабскими аркадами, изящной филигранной работы, опирающимися на стройные колонны из белого мрамора. Архитектура, как и во всех других частях дворца, характеризуется более элегантностью, чем грандиозностью, и выявляет тонкий вкус ко всему изящному и предрасположенность к праздному наслаждению. Когда смотришь на сказочный узор колонн, окружающих дворик, или на кажущуюся хрупкой резьбу на стенах, трудно поверить, что всё это сохранилось через столько времени, несмотря на удары землетрясений, жестокость войн и мирное, хотя и не менее губительное, вредительство охочих до красоты путешественников; всего этого достаточно, чтобы поверить народному поверию, говорящему, что крепость охраняется магическим заклинанием».
/Вашингтон Игвинг. Сказки Аламбры. 2008, с. 44/

Альгамбра

Пока мы бродили вдоль 124-х колонн, окружающих райский сад, поднялось солнце, и ажурный декор многочисленных арок засиял в его лучах. Надпись на фонтане, чашу которого поддерживают 12 львов, гласит: „Это — сад, в нем постройки так прекрасны, что бог не разрешил существовать другой красоте, могущей с ними сравниться“. Вряд ли тот, кто побывав во дворике, с этим не согласится.

Альгамбра


С юга к Львиному дворику примыкает Зал Абенсеррахов. Вот как описывает его В.Ирвинг: «Напротив Зала Двух Сестёр находится Зал Абенсеррахес, названный так в честь блестящих кабальеро из знатного рода, которые были здесь вероломно убиты. Некоторые сомневаются в правдивости всей этой истории, но наш скромный проводник Матео показал нам даже ту самую дверцу, через которую их ввели, одного за другим, и белый мраморный фонтан в центре зала, где они и были обезглавлены. Он показал нам также большие красноватые пятна на полу - следы их крови, которые, по народному поверью, не смогут быть смыты никогда».
/Вашингтон Игвинг. Сказки Аламбры. 2008, с. 45/
Признаюсь, я не запомнила кровавые пятна на полу, поскольку глаза все время были устремлены вверх – к фантастическому звездчатому куполу.

Альгамбра


Так же прекрасен и уже упомянутый Зал Двух Сестер. Одна из надписей в этом зале гласит: «Я сад, созданный красотой первых утренних часов. Блистающие звезды сгорают от желания перенестись в этот зал и покинуть небесный свод».

Альгамбра


«Богато украшенный портик одной из сторон Львиного Дворика ведёт в высокий светлый зал, выложенный белым мрамором, который называется Зал Двух Сестёр. Его купула, или верхний купол, в виде фонаря смягчает свет, льющийся сверху и облегчает движение свежего воздуха внутри. Нижняя часть стен зала инкрустирована красивыми мавританскими плитками, некоторые из которых украшены гербами монархов - мавров. Верхняя часть стен облицована тончайшей работы стуком; изобретённый в Дамаске, он состоит из длинных пластинок, отлитых по форме и искусно соединённых, так, что они производят впечатление тщательно вылепленных руками рельефов и изящнейших арабесков, переплетённых с текстами из Корана и поэтическими строками, написанными арабским и куфическим письмом. Эти украшения и купула богато позолочены, а промежутки между узорами обведены тонкими линиями лазури и других блестящих и стойких красок.

Альгамбра

У каждой стены зала, в нишах, стоят отоманки и ложа, на которых сладострастные красавицы Аламбры предавались созерцательному бездействию, так услаждающему жизнь восточных людей. Над внутренней частью портика находится балкон, сообщавшийся в прежние времена с женскими апартаментами. Сохранились решётчатые жалюзи, через которые темноглазые красавицы гарема могли, оставаясь невидимыми, с любопытством наблюдать за развлечениями внизу, в зале.
Невозможно любоваться этим местом, этим совершенным воплощением восточного, не испытывая постоянного лёгкого чувства, что ты находишься в арабской романтической сказке и что вот-вот увидишь белую ручку загадочной принцессы, манящую тебя с балкона, или чёрные глаза, сверкающие сквозь решётки. Здесь до сих пор чувствуется дух красоты, как будто бы вчера ещё обитавший в этих стенах. Но где же они - две сестры? Где Сораидас и Линдарахас?»
/Вашингтон Игвинг. Сказки Аламбры. 2008, с. 44-45/

Альгамбра

После такого количества архитектурных красот хорошо оказаться среди зелени и цветов. Что и происходит. После Зала Двух Сестер попадаешь в сад Линдараха.

Альгамбра

Его тоже обрамляют тонкие колонки с резными капителями.

Альгамбра

В этот сад с самшитовыми кустами и апельсиновыми деревьями выходили окна комнаты, в которой обосновался на несколько месяцев Вашингтон Ирвинг. Вряд ли кому-то сейчас удастся пожить в таких условиях, но на территории Альгамбры я увидела отель «Америка», где, как и во времена Вашингтона Ирвинга, можно по ночам любоваться звездами.

Альгамбра

«Под другим окном журчали струи алебастрового фонтана в скрытом от глаз цветнике Линдараха. Этот цветник обратил мои мысли к ещё более далёкому прошлому — к другому периоду царствования красоты, к временам мавританских султанш.
"Как прекрасен этот цветник! — говорит арабская надпись.— Где земные цветы выглядят, как звёзды с небес. Что может сравниться с чашей твоего алебастрового фонтана, наполненной хрустально чистой водой? Ничто, кроме полной луны, сияющей в чистом небе!".
Протекли столетия, но эта, такая хрупкая на вид, красота сохранилась почти нетронутой. Цветник Линдараха всё так же убран цветами, а фонтан всё так же светится хрустальным зеркалом своих вод; правда, алебастр потерял свою белизну, а нижняя чаша, обвитая дикорастущей травой, превратилась в гнездовище ящериц, но даже в этом разрушении есть нечто очаровывающее, притягивающее к себе внимание, говорящее о тленности — извечной судьбе человека и всех его творений».
/Вашингтон Игвинг. Сказки Аламбры. 2008, с. 71/

Альгамбра


Покинув дворцы Насридов, оказываешься в саду около портика с башней. Это все, что осталось от самого старого здания Альгамбры. Вокруг пруды и благоухающие розы. В тени портика можно подолгу рассматривать Альбайсин, старый квартал Гранады. Мы были в июле и вполне оценили волшебный микроклимат Альгамбры, где нет изнуряющей жары.
«Щедрые потоки воды, поступающие с гор через старые мавританские водные каналы, циркулируют по всему дворцу, снабжая бани и пруды с рыбками, искрясь в ручейках, прорезающих залы, или бормоча по каналам вдоль мраморных тротуаров. Отдав дань королевскому архитектурному ансамблю и навестив его сады и луга, вода бежит вниз, вдоль широкой дороги, ведущей в город, звеня в ручейках, взлетая струями в фонтанах, охраняя вечное цветение рощ, окружаемых ею, и делая прекрасным весь холм, на котором стоит Аламбра.

Альгамбра


Те, кто хотя бы временно ощутили на себе жгучий климат юга, могут вполне оценить восхитительность жилища, где прохлада горных ветров сочетается со свежестью и зеленью долины.

Альгамбра


Когда город внизу с трудом старается отдышаться от послеобеденной жары, и над опалённой долиной дрожит знойное марево, лёгкие порывы ветерка с Сьерра - Невады играя проносятся меж высокими холмами, принося с собой сладкое дыхание окружающих садов. Всё призывает к праздности и отдыху - этому блаженству южного края, когда в полудрёме обращаешь свой взор с балкона на блистающий внизу пейзаж, когда твой слух убаюкивает шелест рощ и бормотание бегущих ручьёв».
/Вашингтон Игвинг. Сказки Аламбры. 2008, с. 46-47/

Альгамбра

Первая прогулка: http://cicerone2007.livejournal.com/80020.html
Панорамы Альгамбры и взгляд из дворца на город:
http://cicerone2007.livejournal.com/74015.html
Tags: Испания, архитектура
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments