alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in history_of_art,
alexander pavlenko
alexander_pavl
history_of_art

Category:

Бурная жизнь одного гения 3

К моменту переезда во Флоренцию в 1640 году Сальватор Роза уже определился с жанром, который у него получался лучше всего – фантастическая живопись. Драконы, ведьмы, колдуны, явления призраков... Единожды он попытался добиться успеха с батальной живописью, к коей питал нескрываемую слабость, в 40 дней написал крупноформатную картину на тему «Battaglia», был одобрен живописцами и ценителями искусства, выгодно продал полотно за 200 золотых дублонов (картина была предназначена в подарок французскому королю), но больше к изображениям сражений не возвращался. В частном письме своему другу Сальватор признался, что работа над картиной отняла слишком много сил. Ну так что же? Наш герой доказал, что батальная живопись ему по силам, а больше ничего и не требовалось.

Rosa_painting1


Во Флоренции Роза жил как князь. Он снял настоящий палаццо, оформил его соответственно своей неистощимой фантазии как оранжерею, разросщуюся до размеров джунглей, и стал давать приёмы для флорентийской знати. Кухня была на высшем уровне, описания блюд на пирах Сальватора Розы занимают многие страницы и читаются как фрагменты сюрреалистического романа, а кроме явств Роза угощал гостей импровизированными театральными представлениями, которые разыгрывал сам со своими друзьями.
Кроме того, Сальватор Роза, не принятый в римскую Академию Святого Луки, организовал «свой собственный луна-парк с блэкджеком и шлюхами» для всех талантливых художников, отвергнутых гордыми римлянами, назвал его Academia degli percossi - «Академией ушибленных» - и всячески поддерживал культ своей личности. Впрочем, в Академию он принимал не только художников. Там были и композиторы и литераторы и математики, например, прославленный Торичелли.
Флорентийские аристократы и финансовые магнаты охотно посещали приёмы Розы, восхваляли его, но с заказами на живопись было не так чтобы очень хорошо. Через некотрое время от почти полумиллиона скуди у Сальватора Розы осталось примерно 400 золотых. Пришлось отправляться в художественное турне по Тоскане, с заездом в Рим... Как раз в это время – в 1647 году – в Неаполе вспыхнуло народное восстание против испанскогого правления. Во главе восстания оказался простой рыбак Мазаньелло, однако эта история залуживает отдельного рассказа. Я упоминаю её только потому что поздние биографы Сальватора Розы (из эпохи романтизма) придумали, будто Роза отправился в своё родной Неаполь и примкнут к восставшим. Другие биографы уточнили, что Роза разыскивал в Неаполе Риберу, то ли чтобы отомстить «испанскому прихвостню», то ли чтобы похитить из семьи великого художника свою первую любовь, и, мол, именно поэтому Рибера со всеми домашними бежал из Неаполя. Но всё это выдумки. Во время абсурдных боёв в Неаполе Сальватор Роза путешествовал по Тоскане, продавая картины.

Rosa 4 Rosa Lukrezia Rosa 2

Что касается любви, то он пребывал в постоянном сожительстве со своей натурщицей Лукрецией, которую очень любил и с которой к тому времени прижил двух детей, мальчика и девочку. Детей своих, кстати, он отдал в сиротский приют, чтобы не кормить – и сделал это ещё в те времена, когда закатывал пиры на сотню персон. Когда родился ещё один мальчик, он и его сбагрил в приют. Чтобы уж разом закончить с семейной темой, забегу вперёд и скажу, что, постарев, Сальватор взял из приюта одного (старшего) своего сына и стал учить живописи. Но жизнь в сиротском приюте, надо полагать, не сделала сына Розы здоровяком – через некоторое время мальчик заболел и умер. Тогда неунывающий Сальватор взял второго (запасного) сына и стал учить его. Девочку неистовый живописец оставил в приюте: ему не хотелось тратиться на приданное, когда дочь подрастёт и станет невестой.

Rosa _1 Salvator-Rosas-Witches-at-001

К концу сороковых годов Сальватору Розе стало ясно, что во Флоренции он много не заработает, только потратится, развлекая высокомерных патрициев, снисходительно похлопывающих его плечу, и художник решил вернуться в Рим. Там его ждали новые приключения.
Tags: 17 век, Италия, барокко, живопись, занимательные факты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments