Валентина (uchitelj) wrote in history_of_art,
Валентина
uchitelj
history_of_art

Categories:

Грифон в византийском искусстве

Образ птицеголового грифона был хорошо известен византийским мастерам, хотя композиция из парных животных восходит к восточному искусству. Симметричные грифоны в круге нередки в декоре шелковых тканей XI-XIII  вв., на поливных блюдах IX-X вв., серебряных чашах.


Рельеф на серебряной чаше, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Декор фасада церкви Санта Мария в Пампозе, Италия, XI в.


Рельеф с фасада Собора Сан-Марко, Венеция.

Мозаика зала Роджера в Королевском дворце Палермо.
В византийской иконографии многочисленны шагающие грифоны. Их можно встретить в каменном рельефе, на фресках, мозаиках, тканях и ларцах из слоновой кости.

Византийский грифон является благожелательным, покровительствующим человеку монстром, тогда как в христианской иконографии запада он воплощение сатаны.
Как могучего победителя злых сил орлиноголового грифона изображали в схватке со змеей и змеевидным драконом. На рельефах церкви Малой Митрополии в Афинах X-XI вв. грифоны расположены над орлами, которые терзают змей.
Византия унаследовала античные представления о грифоне как о неусыпном страже. В античном мире их помещали на защитных доспехах - шлемах, щитах, латах, в росписях стен жилых домов, на ложах, креслах, саркофагах, женских украшениях и т.д.

Рельеф западных дверей Собора Монреале, Сицилия.
Апотропеические функции образ грифона сохранял и в византийском обществе, которое было глубоко суеверным. На дне сосуда парные или одиночные грифоны оберегали его содержимое против колдовства. Грифона, совместившего черты льва и орла, считали существом высшей силы и боеспособности, которое покровительствует воинам. В кругах военной аристократии этот могучий страж олицетворял знатность происхождения и власть.
Именно грифоны поднимают к небесам непобедимого македонца.

Рельеф с фасада Собора Сан-Марко, Венеция.
Парадные облачения с грифонами в кругах носили первые чины двора - кесари и сам царь. Согласно Константину Багрянородному, завесы и ковры с фигурами "грифо-львов" в дни больших приемов развешивали во дворце. Грифоны были геральдической эмблемой кесарского чина.

Tags: Византия, декоративно-прикладное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments