www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in history_of_art,
www.halloART.ru
chernov_vlad
history_of_art

Categories:

"Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло…" Выставка в Третьяковской галерее / Москва


Бенуа А.Н. (1870-1960). "Крымский пейзаж", 1916. Бумага с водяным знаком "LION STRONG", акварель, гуашь, белила.

Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло…

Выставка открыта с 30 мая по 11 ноября 2012 года. ВНИМАНИЕ ! Работа выставки продлена до 11 ноября 2012 года.
Адрес : Государственная Третьяковская галерея, Москва, Лаврушинский переулок, д. 10, залы 49–54


      С большим запозданием я посетил выставку графики в Третьяковской галерее, которая открылась в самом конце весны. Название обещало что-то основательное, простое, обычное... Однако реальность превзошла все мои ожидания. Без грамма сомнений выставку "Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло…" можно рекомендовать как один из самых интересных проектов 2012 года. Работа выставки продлена до 11 ноября 2012 года.




Бакст Л.С. (1866-1924). "Портрет З.Н. Гиппиус З.Н.", 1906. Фрагмент.
Если присмотреться внимательно, то на бумаге verge можно обнаружить водяные знаки "MICHALLET"


     К сожалению, большинство посетителей Третьяковки обращает крайне незначительное внимание на несколько залов с рисунками, на короткое время покинувших музейные запасники. Я был свидетелем, как зрители лишь на несколько минут заглядывали на выставку и исчезали в направлении живописных полотен, растиражированных в многочисленных художественных альбомах. А зря! «Девочку с персиками» или «Грачи прилетели» можно свободно увидеть в любое время, в то время как сама природа графики не позволяет постоянно экспонировать эти нежные произведения искусства. Свет пагубно влияет на бумагу и краски, поэтому обычный удел графики - годами храниться в музейных запасниках. И следующий раз ознакомиться с жемчужинами Третьяковской галереи мы сможем лишь по прошествии десятков лет.


 
Бенуа А.Н. (1870-1960). "Лестница в Версале". 1906. Бумага verge с водяным знаком "Ingres 1862", акварель, кисть, тушь, перо, черный карандаш.

      Столь слабое внимание зрительских масс легко поддаётся объяснению. Небольшие рисунки, нередко выполненные в монохромной гамме, менее эффектны в сравнении с живописью и всегда проигрывают первое впечатление. Лишь специалисты и люди, увлеченные искусством, могут по достоинству оценить графику, которая словно увеличительное стекло показывает мастерство и талант того или иного рисовальщика. Тут не спрячешься за большим форматом, не скроешь ошибки за яркими красками. Ничто не демонстрирует талант художника лучше, как одна идеальная черно-белая линия. Получается, что целевой аудиторией данной выставки являются художники, искусствоведы и любители искусства. Тем не менее, любой посетитель музея сможет найти на выставке много интересного. Для этого следует замедлить шаг и внимательно рассмотреть каждый экспонат, не забывая читать таблички, рассказывающие о видах бумаг и о художественных техниках.
     Мне повезло - мою работу в Третьяковской галерее сопровождала Александра Терентьева, куратор выставки. Благодаря её рассказу я узнал много нового из истории графики, ознакомился с давно забытыми основами и техниками исполнения : папье-пелле, бристольский картон, пергамент, стекло... Феерическое разнообразие видов бумаг порождало различные приемы и способы работы. Или, наоборот, сама фактура бумаги использовалась рисовальщиками для создания и усиления необходимых художественных эффектов. 
 


     Особенностям производства бумаги посвящен первый зал выставки, где можно познакомиться с историей и техникой изготовления водяных знаков и увидеть редкие образцы филиграни – бумаги с водяными знаками.
     Помимо рисунков, выполненных на бумаге с водяными знаками, на выставке представлены инструменты, при помощи которых производится эта специальная бумага : формы и сетки из коллекции ФГУП "Гознак". Также зрители могут увидеть образцы бумаг с водяными знаками, изготовленной ещё в дореволюционной России.
     Следующий зал демонстрирует использование цветной бумаги. Мастерское владение рисунком на цветной бумаге демонстрируют листы из цикла «Библейские эскизы» А.А. Иванова, знаменитые натюрморты Ф.П. Толстого.

 
Иванов А.А. (1806-1858). "Тайная вечеря (изобличение предателя)", конец 1840-х - 1850-е. Бумага коричневая, акварель, итальянский карандаш, белила.

Продолжение следует...


 
 Ссылка по теме: Подробнее о выставке "Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло…" в Третьяковской галерее смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloART.ru

>>>>
 

 
Егоров А.Е. (1776-1851). "Тайная вечеря", первая половина 1820-х. Бумага голубая verge, сепия, перо, кисть, угольный карандаш.
Tags: 19 век, 20 век, выставки, графика
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments