Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote in history_of_art,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars
history_of_art

Categories:

Надя Рушева. "Мастер и Маргарита"

Оригинал взят у taanyabars в Надя Рушева. "Мастер и Маргарита"



Странно разматывается клубок детской памяти...
Зима. Очередь. Она вьется вокруг Пушкинского музея (привычная картина тех времен - да и сегодняшних тоже, только я в них больше не стою...), но загибается в небольшой флигель по соседству с основным зданием. На фото у входа - грустное лицо темноволосой девочки. Люди стоят часами, чтобы увидеть то, что создала эта девочка за 17 лет своей уже окончившейся жизни.
С ее работами и ее судьбой - так получалось - я сталкивалась неоднократно. То, что напишу и покажу - субъективно, из оставшегося в памяти тех времен, лишь подкрепленное найденным в интернете.

Удивительно, но это была в общем самая обычная московская девочка. Семья правда была творческиех профессий - папа художник, мама - балерина. Жила в стандартной коробке где-то на южной окраине. Ходила в школу (такую же стандартную московскую коробку), получала отметки - не всегда хорошие, общалась с подружками, переписывалась с мальчиком, с которым познакомилась в пионерлагере, влюблялась, готовилась поступать в институт.
И при всем том - рисовала, рисовала и рисовала. На полях писем, на школьных тетрадках, прутиком на снегу. Пересчету поддается с трудом, но все-таки умудрились подсчитать, получилось около 10 000. С 7-ми примерно лет. И до 17-ти.
Нигде специально не училась - отец-художник, поняв, что это серьезно, свозил к старому и мудрому по-видимому художнику (Ватагин - художник-анималист), котоый посмотрев Надины работы, посоветовал не учить ее по традиционной системе, чтобы не рисковать потерять ее неповторимый индивидуальный стиль. Сам периодически смотрел ее работы, слегка направлял, консультировал.
Были в ее жизни в последние годы и публикации и выставки и съемки в кино - все это между жизнью московской школьницы и рисованием. был и Артек - наверное высшая награда для школьницы социалистических времен, оставивший след в воспоминаниях, многолетнюю переписку и влюбленность в вожатого. Были планы поступить во ВГИК на мультипликацию.
Весной 10 класса, собираясь в школу, она внезапно почувствовала себя плохо. Через несколько часов ее не стало. Кровоизлияние в мозг. Врожденный дефект.
Остались эти страшные даты жизни - 1952-1969. И остались рисунки. "Я живу жизнью тех, кого рисую", - писала Надя.
И мы тоже можем прикоснуться к этой жизни.

"Мастер и Маргарита" впервые был напечатан в журнале, когда Наде исполнилось 15. Через полгода журнал попал к Наде.
(из воспоминаний отца) "Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать все, что можно о Булгакове, и как-то сразу и упоенно стала создавать свою лебединую песню ”Мастер и Маргарита”. […] Ее замысел мне казался грандиозным, и я сомневался в том, что она его может исполнить. Он казался мне непосильным для нее и преждевременным. Ведь ей было в это время 15 лет… И хотя в письмах к друзьям Надя писала, что ”рисовать совсем некогда”… она трудилась много и вдохновенно. Четырехслойность романа подсказала ей и четыре графических приема: перо на цветных фонах, акварельные заливки, фломастер, пастель и монотипия. Цельность решения при этом сохранялась."
Всего то ли 160, то ли 200 (по разным подсчетам) работ по роману. В сети есть далеко не все.



"И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицли-Пуцли, в аллее показался первый человек".



Воланд



Бездомный



"Ему открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, попятился и вошёл не сразу. Это было понятно. Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове.
На ногах, впрочем, были золотые туфельки".



"Дама в розовом белье... прыгнула с мостовой на тротуар, стремясь скрыться в подъезде, но вытекавшая публика преграждала ей путь, и бедная жертва своего легкомыслия и страсти к нарядам, обманутая фирмой поганого Фагота, мечтала только об одном - провалиться сквозь землю".



Иешуа



Иешуа перед казнью



Пилат



Голгофа



"Она несла в руках отвратительные тревожные жёлтые цветы..."





Маргарита



Кажется, именно про этот рисунок (а может и не про этот) существует легенда, что вдова Булгакова Елена Сергеевна, увидевшая Надины работы после ее смерти, узнала перстень, который действительно был у Булгакова.



"Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы".



"Роман летел к концу, и я уже знал, что последними словами романа будут: "...пятый прокуратор Иудеи, всaдник Понтий Пилат..."



"Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего..."



"Рыжий огляделся и сказал таинственно:
- Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости".



Маргарита-ведьма



"...Замедляя ход, Маргариту догнала Наташа. Она, совершенно нагая с летящими по воздуху растрепанными волосами, летела верхом на толстом борове..."



"Бал упал на неё сразу в виде света, вместе с ним - звука и запаха."



...Возвышавшийся перед оркестром человек во фраке, увидев Маргариту, побледнел, заулыбался и вдруг взмахом руки поднял весь оркестр. Ни на мгновенье не прерывая музыки, оркестр, стоя, окатывал Маргариту звуками".




Фрида



"После второй стопки, выпитой Маргаритой, свечи в канделябрах разгорелись поярче, и в камине прибавилось пламени. Никакого опьянения Маргарита не чувствовала.

...- Вот что мне непонятно, - говорила Маргарита, и золотые искры от хрусталя прыгали у неё в глазах, - неужели снаружи не было слышно музыки и вообще грохота этого бала?

- Конечно, не было слышно, королева, - объяснял Коровьев, - это надо делать так, чтобы не было слышно. Это поаккуратнее надо делать".



Полет



Прощайте!


Tags: 20 век, Россия, иллюстрация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments