Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote in history_of_art,
Алексей Засыпкин
a_fixx
history_of_art

Categories:

Искусство палеолита. Пещера Шове (Франция). Часть 2


(источник - Flickr.com)

Живопись Шове удивительна во многих отношениях. Взять, например, ракурсы. Обычным делом для пещерных художников было изображать зверей в профиль. Конечно, и здесь это характерно для большей части рисунков, но встречаются прорывы, как на вышеприведённом фрагменте, где морда бизона дана в три четверти. На следующем рисунке можно видеть тоже редкое изображение в фас:



Может, это иллюзия, но создаётся отчётливое ощущение композиции - львы в предвкушении добычи принюхиваются, но ещё не видят бизона, а тот явно напрягся и застыл, лихорадочно соображая, куда бежать. Правда, судя по туповатому взгляду, соображается плохо.

Замечателен бегущий бизон:

(источник - Donsmaps.com)

Здесь мы опять наблюдаем "анимационный" приём, и в данном случае множество ног животного уж никакой перспективой не объяснить.

Среди мастеров, расписывавших Шове, некоторые определённо тяготели к портретному жанру: 

Дикие лошади. Датировка – 30 тыс. л.н. (источник - Antropogenez.ru). 

При этом "лицо" каждой лошади сугубо индивидуально:

(источник - Donsmaps.com)


(источник - istmira.com)

А вот это панно с лошадьми - наверное, самое известное и широко разошедшееся в народе из изображений Шове:

(источник - popular-archaeology.com)

Не обделяли вниманием первобытные портретисты и быков:

(источник - Donsmaps.com)

Теперь камера послушно отъезжает, позволяя убедиться, что перед нами действительно портреты - прорисовку контуров тел животных художник бросает на полпути (кстати, внизу всё так же продолжают выяснять отношения уже знакомые нам носороги):

(источник - Antropogenez.ru)

В завершение "лошадиной" темы ещё один рисунок:


Изображение лошади в нише (источник - Donsmaps.com)

Немаловажным персонажем в живописи Шове был большерогий олень. 

(источник - Antropogenez.ru).

Здесь он, правда, запечатлён без своего роскошного головного убора. Есть у этих животных, как известно, привычка разбрасываться рогами где попало. Как гласит древняя оленья поговорка, "в новый сезон с новыми рогами". Или другая: "оставь всё плохое в старых рогах"... Впрочем, мы отвлеклись. Вот ещё олени, вперемешку с другими копытными: 


(источник - Donsmaps.com)

Следующий рисунок лишний раз демонстрирует, что под мрачными сводами Шове творческая мысль бурлила вовсю. Первые "пуантилисты" изобразили то ли бизона, то ли носорога одними пятнами (отпечатками ладоней) без всякого контура:


(источник - Donsmaps.com)

 А вот привет тонконогим слонам Дали:

На этом травоядных, пожалуй, оставим в покое. Вперёд, к хищникам!

(Продолжение следует...)


Tags: доисторическое искусство, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments