rdnaskel (rdnaskel) wrote in history_of_art,
rdnaskel
rdnaskel
history_of_art

Categories:

уличная выставка на Гоголевском бульваре 25.08.1974






    везу  арбу по Метростроевской ул.  нижние фото С. Миллер 1974

   Летом 1974 года во дворе на улице Фрунзе я увидел тележку с большими металлическими колесами и укатил ее. Сварщик в театре Оперетты сварил по моему чертежу каркас из толстой проволоки, его я обтянул плотной тканью, покрасил её полосами разного цвета, а колеса красной краской. Получилась телега-арба, с ярким цветным азиатским тентом и громыхающими при езде по асфальту колесами. В эту телегу-арбу я погрузил свои холсты, живопись темперой на оргалите, красный патефон, пластинки, веревку. Утром 25 августа, предварительно пригласив своих друзей и знакомых на предстоящую выставку, я покатил эту громыхавшую колесницу по Комсомольскому проспекту в сторону центра Москвы.

Сопровождал меня и был фотографом мой друг Серёжа Миллер. Машин почти не было, погода была солнечная. По ходу движения Сергей Миллер фотографировал мой московский заезд. Прохожие воспринимали это зрелище, как нечто из цирковой бродячей жизни, некоторые улыбались. Переехав Крымский мост, затем, проехав по Метростроевской улице, я вкатил арбу с картинами на Гоголевский бульвар. На бульваре мы с Сергеем быстро натянули веревку между деревьями на уровне человеческого роста, повесили на нее холсты, листы оргалита просто прислонили к веревке, патефон поставили на траву газона и подкрутили: Утесов с пластинки запел «Дорогие мои москвичи». В экспозиции  были представлены около семнадцати работ 1973-1974 годов. Композиции: «Осенний вихрь», «Апофеоз», «В ночном саду распустились розы», «Птичий рынок», другие, выполненные темперой. Были картины маслом на холсте, графика. Постепенно гуляющий по бульвару народ, привлекаемый звуками патефона, стал собираться к месту уличного вернисажа. В своей пустой телеге-арбе я катал по бульвару пятилетнюю девочку, которая сразу после выгрузки картин залезла под тент повозки. Арбатские жители, отдыхающие на бульваре, собирались в кружки около картин. Возникали споры и обсуждения. Зрители сами подкручивали ослабевшую пружину патефона и меняли пластинки. Звучала популярная в 50-х годах музыка: вальсы «На сопках Манчжурии», «Амурские волны», песенка «Мишка, Мишка»… Я переходил от одной группы людей к другой и, в приподнятом настроении, прислушивался к спорам и разговорам. Композиция «В ночном саду распустились розы» вызвала вопросы, так как был коллаж из игральных карт. Живо проходило обсуждение картины «Осенний вихрь». Два подвыпивших мужика, недоуменно уставившись на работу с надписью «Вино», хотели, было, опрокинуть ее, но обошлось. По окончании моей уличной  выставки, погрузив в телегу картины, я с друзьями повез ее по Гоголевскому бульвару в сторону Арбатской площади. В каморке дворника, новом жилье Сергея Патрушева, в Нижнем Кисловском переулке с компанией  друзей  устроили скромный выпивон. 

Я не сообщал о своем намерении провести уличную выставку властям. О ней кроме моих друзей и знакомых никто не знал. Видимо поэтому она благополучно завершилась. Через три недели, 15 сентября А. Глезер подхватил  идею проведения выставки на улице и организовал выставку на пустыре в Беляево. Он пошел другим путём: законопослушно подал заявление о проведении, сообщив при этом место и время вернисажа властям, оповестил иностранные посольства, обзвонил западных журналистов. Это было бы нормально и естественно в любой демократической, но не в нашей тоталитарной стране. Такая рекламная компания, по сути, была провокацией. Учитывая маразматическое тупоумие тогдашней власти, Глезер выбрал и искусно запрограммировал давно опробованный в мире искусства скандал.  В 1995 году издан каталог «Александр Попов. Три московские выставки» со статьей Сергея Кускова и фотографиями Сергея Миллера о моей  персональной уличной выставке 25 августа 1974 года.


  на фоне Крымского моста




 арбатские зрители на Гоголевском бульваре  



 развеска картин на бульваре



 в разгар выставки



споры и обсуждения выставки



 развеска картин на верёвке между деревьев



   обсуждение выставки




картина "В ночном саду..." с оборота




   у патефона




 друзья после выставки   фото  Попов.

Tags: 1970-е, Россия, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments