alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in history_of_art,
alexander pavlenko
alexander_pavl
history_of_art

Category:

Быстрая кисть

После прочтения монографии Вальтера К.Ланга «Ужасающие изображения. Садизм в неаполитанской живописи XVII века» я не мог не увлечься такой яркой фигурой, как Лука Джордано (Luca Giordano, 1632-1705). Не знаю, известно ли вам, дорогие друзья, это имя (мне оно ещё два года назад не было известно), но в определённых кругах художник весьма прославлен. И плодовит настолько, что даже в Смоленском художественном музее есть одна его работа.

LucaGiordano1692c-Self-portrait-Naples lucagiordanoneptunopers

Его прозвище было Фа Престо, то есть «давай, быстрее». Иоахим фон Сандрат в своём непревзойдённом биографическом каталоге художников эпохи барокко уверяет, что так прозвал Луку его отец, Антонио Джордано, которому юный Лука помогал малевать недорогую живопись на продажу, десятки полотон одновременно -"Luca, fa presto!". Этот Антонио Джордано, не прославленный ничем, кроме коммерческой хватки, был учеником Риберы, Ла Спаньолетто, и всё, чему он научился у великого художника, он передал сыну. Сам-то сын у Риберы не учился, чтобы там ни говорила по этому поводу простодушная Википедия...
Лука быстро превзошёл своего отца в создании версий великих караваджинистов и пошёл по своему пути, стал оригинальным мастером с отличным чувством колорита, с твёрдой рукой и буйной фантазией. Таланта у него было в избытке и темперамента не занимать, но образования не хватало, поэтому в сюжетах Фа Престо придерживался традиций неаполитанских и римских живописцев, однако внутри сюжетных рамок Лука Джордано давал волю своему воображению, создавая очень динамичные композиции.

Luca_Giordano_-_Crucifixion_of_St_Andrew luca_giordano__hercules_on_the

Живописал Лука Джордано стремительно, полностью оправдывая своё прозвище. Так, огромный алтарный образ святого Франциска Ксавьерия, крестящего японцев, он намалевал в церкви иезуитов в Неаполе за 36 часов – своего рода рекорд для истории мировой живописи, особенно если учесть, что следов спешки на этой работе не заметно, всё сделано в порыве вдохновения и без малейшего признака халтуры, которая так часто, увы, сквозит в работах другого моего любимца – Ланфранко. Хотя, конечно, далеко не все полотна Луки Джордано равноценны. Бывало, что он гнал квадратные метры «качественной» живописи без особого старания, и довольно большое количество его работ не сверкает оригинальностью.
Одной из коммерческих линий Луки Джордано были копии старых мастеров и современных ему художников, которые создавались в ту эпоху в массовом порядке и с пылу с жару в качестве оригиналов Романо, Содомы, Тициана, Беллини, Тинторетто, Бассано, Цуккаро и Прети всучивались богатым англичанам и немцам, приезжавшим в Италию «за культурой». Я об этом упоминал, когда писал про Сальватора Розу. Фа Престо достиг таких успехов в копировании шедевров (при том, что сам непрерывно продуцировал шедевры – знай, покупай!), что решался создавать не только точные копии, но и пастиччо, то есть соединение элементов разных картин в одной композиции, а иногда изменял композицию, позы и выражения лиц персонажей фальсифицируемых картин, а иной раз вообще писал « в духе и в стиле» избранных художников, так что во многих случаях авторство Луки Джордано удалось установить лишь во второй половине ХХ века.

AeneasLucaGiordano Luca-Giordano-The-Good-Samaritan-

Нашумела в своё время история с копией «Поклонение волхвов» Дюрера, проданной в качестве оригинала в один из неаполитанских монастырей. Когда монахи сообразили, что та версия, которая находится в Нюрнберге, скорее всего, подлинник, а у них только повторение, они устроили скандал и потащили Луку Джордано в суд. Фа Престо вывернулся блестяще: он продемонстрировал, что на проданной картине, на краю, обычно закрытом рамой, стоит его подпись! Получается, он и не скрывал от покупателей своего авторства, а если они обманулись, что ж, получается, Лука Джордано не так уж плох даже в сравнении с гениальным Дюрером.
Сразу после этого скандала, в 1690 году, Лука уехал от обескураженного и раздражённого приора в Испанию по приглашению Карла Второго. Испанский король заказал Джордано «ещё одну картину Якопо Бассано» - ему хотелось иметь пару к уже имеющемуся шедевру. Чтож, Фа Престо оправдал монаршее доверие и превратил картину Бассано в диптих, дописав стилистическое и композиционное дополнение к творению великого венецианца. За это деяние король удостоил нашего героя рыцарского звания, а тем временем судья, оправдавший его в деле с подделкой «Поклонения волхвов», купил у дезориентированного приора работу Джордано за 600 скуди и ещё посмеялся над наивным монахом, потому что цены на Луку Джордано росли непрерывно.
Умер же Фа Престо в 1705 году, как жил, быстро и без мучений.

luca-giordano-marriage Luca_Giordano_026
Tags: 17 век, Испания, Италия, барокко, живопись, занимательные факты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments