www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in history_of_art,
www.halloART.ru
chernov_vlad
history_of_art

"СКАЖИ-КА, ДЯДЯ..." Выставка в "КРОКИН ГАЛЕРЕЯ" / Москва, 11.10 – 11.11.2012


Контантин Батынков. Рисунок из серии "Бивуак", 2012

Предлагаем вашему вниманию выставку, посвященную событиям 1812 года. Известная московская галерея совместно с группой современных художников предлагает собственный взгляд на времена наполеоновского нашествия - взгляд неофициальный, эксцентричный, порой неожиданный и провокационный.

СКАЖИ-КА, ДЯДЯ...
КРОКИН ГАЛЕРЕЯ 11.10.12 – 11.11.12 


Москва, ул. Большая Полянка, д. 15 ПН-СБ: 11-19 ВС: 10 - 16 ВХОД БЕСПЛАТНО

Константин Батынков, Марина Белова, Алексей Беляев-Гинтовт, Александр Джикия, Константин Звездочётов, Аркадий Насонов, Нина Котёл, Валерий Орлов, Александр Панкин, Владимир Сальников, Евгений Семёнов, Владимир Ситников, Алексей Политов, Александр Пономарёв, Наталия Турнова, Андрей Филиппов, Сергей Шутов


И ВЕРЕЩАГИН ИМ ОТЕЦ

     Тема войны 1812 года оказалась одной из самых податливых к новым, экспериментальным формам коммуникации и с художественным материалом, и со зрителем. Причина, наверное, в том, что в истории искусств любое сражение глазом художника режиссировалось как грандиозная сценическая феерия, в которой точный математический расчет и идеальная геометрия невозможно ослепительно сочетались со стихийным, бурлящим, запредельным в своем воплощении потоком эмоций, страстей, боли, гнева, ликования. Высшая математика и торжество неукротимой стихии, - вот что завораживало художническую мысль и становилось желанной темой картин и скульптурных фризов. Это как прельщение (горлумовская «моя прелесть»): сам сюжет с людскими страданиями и смертями – собственно войной – аморален и неэтичен, но сконструировать из него оду по законам высокой эстетики – ах, очень хочется.
     Вспомним, как красиво изображали кровавые бойни и в грозненское время на Руси, и в эпоху Ренессанса, и барокко. Стиль презентации всегда тяготел к преодолению жанровых и даже видовых ограничений. Всегда стремился стать нечто бОльшим, в статику пространственных видов искусства подключить категорию времени.


Алексей Беляев-Гинтовт. "Versus", 2012. Бумага, трафарет, краска, ручная печать.

     Одним из первых, отказавшихся от красивостей в изображении кровавых мясорубок, захотевшим представить войну как действо не доблестное и героическое, но подлое и бесчеловечное, был Василий Верещагин. Горы трупов, черепов, комкающая судорогой картину мира всепроникающая боль, - то был новый радикальный язык изображения войны. И он может считаться посланником сегодняшнего языка визуального творчества, открыто апеллирующего и к театру жесткости, и к театру абсурда.
     Будучи бескомпромиссным новатором в батальном жанре, Верещагин пошел еще дальше. Именно в сюжете о войне 1812 года он попытался создать подобие нынешних тотальных инсталляций, обеспечивающих полный эффект присутствия зрителя внутри материала.
     На рубеже XIX – XX художник создавал так и не законченный до конца цикл, посвященный войне с Наполеоном 1812 года. Два определенных самим автором лейтмотива цикла: «великий национальный дух русского народа» и «сведение образа Наполеона с пьедестала героя». В 2010 году в Историческом музее показали двадцать картин из этого цикла. И показали согласно замыслу самого Верещагина: с особым музыкальным сопровождением, позволяющим «войти в картину» светом, аксессуарами исторической эпохи. Демонстрация сопровождалась комментариями самого мастера, досконально изучившего предмет и написавшего книгу о 1812 годе и каталог с пояснениями своих картин. В общем и целом Верещагиным был создан прецедент синтетического жанра, в чем-то предвосхитившего и тотальные инсталляции Кабакова, и многосерийные «кремастеры» Мэтью Барни. А в самой близкой перспективе подобный род экспонирования определил распространение оживляющих эффект присутствия батальных диорам в музеях столицы и регионов, а также перформансивный задор батальных сцен одной из самых дорогих кинопостановок планеты – «Войны и мира» Сергея Бондарчука.


Владимир Сальников. "Франко-Россия". х., м. 2012

    Сегодняшние художники – законные наследники инноваций Василия Васильевича Верещагина. Обращаясь к привычным техникам и видам (графика, живопись, скульптурный объект), они творят сагу о войне 1812 года, в которой зрителю предлагается не только испытать «эффект присутствия», но и самому стать со-автором, вторым режиссером визуального спектакля. Спектр тем необычайно широк: от реминисценций исторической документации (Александр Пономарёв, Константин Батынков, Владимир Ситников) до саркастического лубка (Александр Джикия, Алексей Политов и Марина Белова). Имеется и работа с математическими формулами военных сражений (Александр Панкин), и воспоминания о парадных портретах (Наталия Турнова, Сергей Шутов, Владимир Сальников), и воскрешение мифов, метафор и аллегорий (Алексей Беляев-Гинтовт, Владимир Анзельм, Нина Котел, Валерий Орлов, Евгений Семенов, Андрей Филиппов).
     Отличие от Верещагина в том, что его выставка была сделана по законам единого синтеза, была универсальным высказыванием. А экспозиция нынешних мастеров это скорее россыпь деталей конструктора. Этот конструктор каждым зрителем может монтироваться самостоятельно, в согласии с собственным разумением темы.

Сергей Хачатуров




Евгений Семёнов. "Сон Императора. Батарея Раевского", 2012 х., м., (фрагмент инсталляции).


Ссылки по теме:
1) Подробнее о выставке "СКАЖИ-КА, ДЯДЯ..." в "КРОКИН ГАЛЕРЕЯ" смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru
2) КРОКИН ГАЛЕРЕЯ, Москва, ул. Большая Полянка, д. 15. (495) 959.01.41/ 38

 
 
Tags: 21 век, Россия, выставки
Subscribe

  • Посредники между мирами

    Издавна людей привлекали маски. В мире известны маски из Африки, Океании, частично из Азии. Но почти ничего не известно о масках Непала. На улицах…

  • Камень преткновения

    В этой и следующей записях будут представлены наглядные доказательства существования Тибета в Пакистане, точнее буддизма в Пакистане. Это петроглифы,…

  • (no subject)

    Друзья, посоветуйте, пожалуйста, что почитать по искусству Тибета. Очень хочется заполучить какой-нибудь список литературы или ссылки на электронные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments