www.halloART.ru (chernov_vlad) wrote in history_of_art,
www.halloART.ru
chernov_vlad
history_of_art

Category:

«НАС БУДЕТ ТРОЕ». К.Малевич, Н.Суетин, И.Чашник - выставка авангарда в Третьяковской галерее


Чашник И.Г. "Движение цвета", около 1922. Бумага , графитный карандаш, тушь, акварель, гуашь. Из собрания SEPHEROT Foundation

     Выставка «…НАС БУДЕТ ТРОЕ… Казимир Малевич. Николай Суетин. Илья Чашник. Живопись и графика из коллекции Sepherot Foundation» доступна для зрителей в Государственной Третьяковской галерее по 25 ноября 2012 года. Прочтение пресс-релиза выставки не оставляет и малейших сомнений, кого же следует считать главной звездой авангардной троицы.

Малевич, Малевич, Малевич...

     Трудно опровергнуть гениальность Казимира Малевича, открывшего ящик Пандоры и выпустившего на белый свет явление, позже получившее название Contemporary Art. Посредственный живописец и рисовальщик, не имевший возможности конкурировать с лучшими художниками начала ХХ века на традиционном холсте, Малевич сумел перенести художественное действие за пределы картины. Но вот что удивительно, одновременно с увлечение русским авангардом растёт мастерство живописца, словно «Черный квадрат» послужил художественным катализатором или допингом. Сравните раннего Малевича и Малевича-супрематиста 1920-х и 1930-х годов - как будто творили художники, разные по силе.


     Я не сомневаюсь, что приверженцы творчества Малевича, которых немало, выступят с опровержениями эпитета: посредственный живописец и рисовальщик. Спорить в таком случае обычно бессмысленно, ибо Черный Квадрат уже давно стал арт-религией, в которой Казимир Малевич выступает в роли пророка или мессии. Можно пошутить, что не столь давно в России принят закон об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Потому придётся умерить свой критический пыл и не ввязываться в бесплодные склоки. Тем более, что в изобразительном искусстве как нельзя лучше применима народная мудрость: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому предлагаю взглянуть на раннего Малевича, когда тот без особого успеха пытался рисовать в стиле импрессионизма. Мне кажется, эти картины свидетельствуют гораздо авторитетнее, нежели сотни критиков.


Казимир Малевич. "Дом с верандой", 1906. Картон, масло. Из собрания SEPHEROT Foundation

     В реальности эти картины ещё более блеклые и скучные. Формальные признаки стиля налицо, но на плоском холсте не найти буйства цвета, краски ровным слоем распределены по всей площади полотна. На фотографии я попытался показать импрессионистские опыты Малевича как бы при естественном солнечном освещении, при котором они смотрятся более ярко и выигрышно, нежели в полутьме выставки. Конечно, если в данном случае возможно использовать эпитеты «ярко и выигрышно». И нельзя сказать, что молодой Малевич только учился рисовать, ведь в 1906 году художнику исполнилось 27 лет, вполне зрелый возраст. Но зато в 1910-х годах на смену закомплексованному великовозрастному ученику приходит смелый творец-новатор.
     К импрессионизму Малевич возвращается в конце 1920-х - 1930-е годы. К тому времени, ценою долгих занятий живописью, этот стиль даётся художнику значительно лучше. Известно, что многие картины периода 1930-х Казимир Малевич подписывает фальсифицированной датой, как будто нарисовал в самом начале ХХ века. Этот обман впоследствии был выявлен исследователями творчества автора "Черного квадрата". Следовательно, художник уделял импрессионизму не меньшее внимание, нежели авангарду, и стремился оставить о себе память как о талантливом художнике-импрессионисте. Иначе к чему бы мухлевать с датами? Впрочем, точно так же обнаружились десятки, если не сотни, авангардистских работ Малевича, датированные 1910-ми годами, а на самом деле написанные в конце 1920-х – начале 1930-х. Глядя из начала XXI века почти на столетие назад, обижаться на Мастера за приём-мистификацию, ставших привычными в мире Contemporary Art, не приходится. Картины ведь были отличные!
     Ничто лучше не демонстрирует мастерство художника, нежели рисунок. Предлагаю вашему вниманию несколько ранних, доквадратных рисунков Казимира Малевича, которые также можно увидеть на выставке.


Казимир Малевич. "Общество", 1908. Бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, гуашь. 15,2 х 19,2. Из собрания SEPHEROT Foundation

     Не получив желаемую славу в традиционном изобразительном искусстве, Казимир Малевич поступает более чем гениально. Оставив талантливым художникам привычное для них поле боя, Малевич переносит искусство за рамки картин и рисунков. Малевич открывает мир актуально-современного искусства. Теперь становится важно не то, что нарисовано на холсте, а как, с кем, и в каком контексте.


Казимир Малевич. "Две супрематические композиции с кругами", 1915-16. Бумага, графитный карандаш, тушь, кисть. Из собрания SEPHEROT Foundation

     Следует признать, что сам Казимир Малевич и другие русские художники испытывали увлечение новым искусством довольно непродолжительный срок. Период русского авангарда продлился с предреволюционного времени и завершился по мере угасания революционной свободы, граничащей со вседозволенностью. За период в 10-15 лет Малевич со товарищами успели нарисовать тысячи черных (и не только черных) квадратов, квадратиков, прямоугольников и треугольников, кругов и самых разнообразных геометрических фигур... Всё это художественно-геометрическое множество вы сможете увидеть на выставке. Открыв новую художественную тему, Малевич успешно развил её и закрыл, казалось бы, навсегда, оставив своим последователям лишь возможности стать эпигонами и графоманами.
     После Второй мировой войны Европа в лице арт-лидера Франции естественным образом теряют статус главного законодателя художественных мод, и на первые роли выходит арт-рынок США. Американские арт-инженеры вспоминают великое открытие гениального русского, и, пользуясь тем неоспоримым преимуществом, что за изобретение Contemporary Art не нужно платить денег, отряхивают пыль с творчества Малевича и окончательно заменяют изобразительное искусство искусством рекламы и маркетинга. Народные массы требуют массового искусства, и предложение следует за спросом. Квадраты и треугольники легко производить, технологично тиражировать и можно успешно продавать, если предварительно вложить миллион–другой в раскрутку имени художника. В таком искусстве становится достаточно одного имени, сам художник, его личность и талант переходят на вторые-третьи роли. Отныне арт-шедевры производят никому неизвестные рабочие, механики, электрики, используя своеобразную арт-франшизу. Имя художника превращается в виртуальный бренд, за которым стоят интересы арт-корпораций и групп влияния.
     Неудивительно, что насмотревшись на выставке сотни геометрических фигур, нарисованных за короткий период Казимиром Малевичем, Николаем Суетиным, Ильёй Чашником, вдумчивого зрителя тошнит от квадратов, которые в миллионный раз эксплуатируют современные деятели актуально современного искусства. Словно не замечая, что с тех пор прошло столетие.


Казимир Малевич. "Две женские фигуры на фоне пейзажа", 1928 - 1930. Бумага, графитный карандаш. Из собрания SEPHEROT Foundation

     Начав с критики Малевича-художника и естественным образом отклонившись к критике актуально-современного искусства, я прихожу к парадоксальному выводу. Казимир Малевич - гениальный художник, если судить по тому влиянию, какое он оказал на искусство ХХ века. На фоне основной массы контемпорари-авторов творчество Малевича смотрится более ярким и, не побоюсь использовать нелогичное сравнение, более свежим. Актуально-современное искусство в начале XXI века постигло банкротство. Точнее, инфляции и банкротству подверглась самая значимая часть из этого словосочетания, означающая изобразительное искусство. В то время как многие работы Казимира Малевича, выполненные в 1920-е годы в стиле авангарда, способны увлечь даже самого скептически настроенного любителя искусства. Невольно вспоминается отличные картины Малевича, которые можно было увидеть в июле-августе 2012 года на выставке "ХХ ВЕК: ИЗБРАННОЕ. Из коллекции Московского музея современного искусства". Вот только жаль, что ничего и близко подобного по качеству не было показано на выставке в Третьяковской галерее.




Ссылка по теме: Подробнее о выставке «…НАС БУДЕТ ТРОЕ… Казимир Малевич. Николай Суетин. Илья Чашник» в Третьяковской галерее смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru 

 


Суетин Н.М. "Супрематический пейзаж", 1929. Картон, графитный карандаш, акварель. Из собрания SEPHEROT Foundation
Tags: графика, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments