nogardia (nogardia) wrote in history_of_art,
nogardia
nogardia
history_of_art

Categories:

Перынский скит


Я раньше уже писал в этом сообществе о домосковском периоде истории Перынского скита под Новгородом. После присоединения Новгорода к Московскому княжеству Перынь по-прежнему сохраняла значение важной местной христианской святыни: уже в 1528 году, когда небольшие обители под Новгородом, не развивались,- в монастыре воздвигли вторую, деревянную церковь во имя Св. Троицы, с деревянной трапезной.

Однако, уже в начале XVII века, во время шведской оккупации Новгорода, монастырь был разграблен и сожжен.

Если в описи 1615 года вторая, деревянная, Троицкая церковь, упоминается, то уже два года спустя, в описи 1617 года, названа лишь первая, каменная Рождественская церковь: «Храм в монастыре Рождества Богородицы разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг».

В 1634 году, при Михаиле Романове, по царской грамоте, захиревшую Перынскую обитель приписали к богатому окрестному Свято-Юрьеву монастырю, хотя за ней все-таки формально сохранился самостоятельный монастырский статус.

В 1760-е годы, во время секуляризации церковных земель при Екатерине II, под Новгородом было упразднено много малых пригородных обителей, вне зависимости от их славы и значимости. В 1764 году этой участи не избежал и Перынский монастырь. Все постройки, кроме главной, каменной, Рождественской церкви, снесли, а ее назначили приходским храмом.

Однако, в 1828 году проживавший в Юрьевом монастыре Новгородский архимандрит Фотий вспомнил о значимости Перыни и вновь вернул ей статус обители, но назначил скитом — маленьким, уединенным монастырем, рассчитанным на скромное уединенное проживание малочисленной монашеской братии.

В 1830-х годах там был построен целый комплекс каменных хозяйственных и служебных зданий в кирпичном стиле. Некоторые из них — братский корпус и два одинаковых маленьких боковых корпуса для начальника скита и юрьевского архимандрита — сохранились до наших дней. Тогда же на верху холма, вокруг построек скита, была посажена сосновая роща.

После революции, в 1919 году, скит был закрыт, а во время войны он находился на оккупированной территории и был разрушен. Однако, уже в первые, послевоенные годы, в 1947-48 гг., древний Рождественский храм был восстановлен по проекту талантливого реставратора Л. Е. Красноречьева, воссоздавшего его в первоначальном облике XIII столетия. Удалось при этом даже восстановить фрагменты первоначальных домонгольских фресок, чудом уцелевшие после шведской и фашистской оккупаций.

В 1991 году Рождественский храм был опять возвращен РПЦ, вновь получив статус скита.

Подробнее - истории и фотографии - на сайте: http://www.nogardia.ru/articles/show/53/
По теме - на той неделе в Новгородском музее изобразительных искусств прошла научно-практическая конференция «Новгород и Новгородская земля. Искусство реставрации», посвященная посвящена 80-летию Леонида Егоровича Красноречьева. Много видео и фото с конференции и очень интересной выставки - у o_apankratov:
тут: http://o-apankratov.livejournal.com/305843.html
и тут: http://o-apankratov.livejournal.com/306124.html

На фото - корпус архимандрита
Tags: 16 век, 17 век, 18 век, 1830-е, Россия, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments