Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in history_of_art,
Наталья Самойленко
cicerone2007
history_of_art

Categories:

«Голубятня» из Римского Национального музея

Только во время своей первой поездки в Рим я не была в залах Палаццо Массимо, где разворачивается экспозиция Римского Национального музея. И то лишь потому, что дворец был тогда закрыт на реконструкцию. Как магнитом меня тянет в залы, где выставлены древнеримские фрески. Кажется, всё уже знакомо, но взгляд вдруг останавливается на том, что раньше разглядеть не удалось. Вот, например, птица с длинным клювом и хохолком тянет травинку из корзины с фигами:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили



К той же корзине подбирается и другая. Птицы словно выпорхнули из соседнего зала, где обитали в прекрасном саду Ливии: http://cicerone2007.livejournal.com/14130.html Только теперь вместо листвы и небесной синевы их окружает белый фон – абстрактное пространство вечности. Это фрески колумбария, обнаруженного на вилле Дория Памфили.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Колумбарий переводится как голубятня. Такое название эти сооружения получили из-за того, что ниши для урн с прахом напоминали углубления, которые устраивались в голубятнях. Как правило, колумбарии сооружались членами императорской семьи или патрициями для своих рабов или вольноотпущенников. Колумбарий, найденный на вилле Дория Памфили, сохранил фресковые росписи.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Большую их часть занимают изображения разнообразных птиц. Поскольку краски сильно стерлись, живопись приобрела особое очарование. Акварельная нежность легких мазков сообщает образам птиц дополнительную легкость.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

А некоторые просто превращаются в невесомые тени. «Огонек жизни трепещет на фоне смерти», как пишет Паскаль Кианьяр.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Птица, готовая упорхнуть, куры, выклевывающие последние зерна, корзины со спелыми фруктами и сломанные ветки с плодами – все это, по словам французского писателя, «свидетельства преходящего мира».
/П.Кианьяр. Секс и страх. М., 2000, с.116/

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Вот встрепенулся петух:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

А вот и сама смерть в кошачьем обличье настигла птицу:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Похоже, что у этих росписей не было программы. Но собрано здесь то, что соотносится на разных уровнях с темой жизни и смерти. Рядом с птицами сцены из полной опасностей жизни пигмеев и изображения животных. Вот коза с крохотным козленком:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Попадаются и сельские виды с животными и птицами:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Наконец, есть и люди, порхающие над землей почти как насекомые:

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Словно из тумана выплывают очертания скульптуры и архитектурных сооружений. Человек предстает как странник по дорогам жизни.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Все конкретное стерлось. Остались тени людей, храмов, алтарей.

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Таинственный обряд у стелы на фоне дерева. Амфора, оказавшаяся на какой-то немыслимой высоте. Что это? Может быть, уже потусторонний мир?

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

И что тогда пытается поймать рыбак в странном головном уборе?

Большой колумбарий виллы Дориа Памфили

Тающие фрески стилистически близки росписям виллы Юлии, найденным около виллы Фарнезина, которые сейчас также находятся в Палаццо Массимо. Датируют колумбарий первым веком нашей эры. В нем нашли свое успокоение около 500 человек.
Tags: Древний Рим, фреска
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments