sosnitsky (sosnitsky) wrote in history_of_art,
sosnitsky
sosnitsky
history_of_art

Categories:

Невыдуманные истории. Поход по переходам. Часть третья. Воинской доблести посвящается...

Как и было анонсировано в прошлом посте, речь пойдет о мозаике в подземном переходе на углу проспекта Буденновского и Большой Садовой, посвященной воинской доблести жителей Донского края.
Идея создать мозаичное панно на эту тему пришла к Юрию Никитовичу Лабинцеву еще во время работы над мозаиками в переходе на углу Большой Садовой и Ворошиловского. Тогда уже он начал готовить эскизы, обдумывать композицию. Тогда же появились и первые наброски картин с изображением боя батареи лейтенанта Сергея Оганова. 
Кроме масштабной панорамы боя батареи Оганова с немцами в переходе на Буденновском бригада Лабинцева изобразила и другую славную страницу из истории Дона - "Будни перед сражением" из далекого 18 века, из Петровских времен, где изображены казаки, встреча станичного и войскового атаманов, корабли, построенные Петром I. Эту картину сегодня увидеть, к сожалению, никак нельзя - ларьки, ларьки и еще раз ларьки... Все закрыто от глаз, заставлено, завалено, просверлено... Осталась только фотография из газеты "Вечерний Ростов":

мозаика


Это та самая  картина - "Будни перед сражением" - счастливые дни казачьей жизни без войны, смуты, смертей и горя. Позже, в одном из интервью, Ю.Н. Лабинцев вспоминал: "Костюмы, оружие, корабли - все это исторически достоверно. В левом углу картины изображена встреча станичным атаманом войскового (а не Емельяна Пугачева, как кажется некоторым). ...А вообще перед нами иногда возникают самые неожиданные проблемы: например, как казаки носили шашки - изгибом ножен вверх или вниз? Я долго искал ответ, пересмотрел много иллюстраций, картин, консультировался у работников музеев. Оказалось - изгибом вниз. Казаки, на скаку выхватывая шашку, перебрасывали ее в руке так, чтобы лезвие не было направлено в лицо".
Очень жаль, что так относимся к культурному наследию. Наверное,поэтому и получаем то, что заслуживаем...
Лишь небольшая часть того панно сохранилась и видна из-за металопластика ларьков, развешенной на стенах одежды и пластмассовых женских ног в чулках и лосинах.


Садовая. 166

Садовая. 171

Садовая. 174

Садовая. 186

Садовая. 195

Для изображения панно, посвященного обороне Ростова, по замыслу Ю.Н. Лабинцева, требовалась мозаика приглушенных тонов, а ее не было... Художников обеспечили лишь плиткой ярких цветов. И пришлось бригаде Лабинцева перекрашивать и обжигать в печах керамическую плитку, создавая нужные оттенки. Трудная была работа, но и результат - замечателен.

Садовая. 1

Садовая. 3

Садовая. 11

Садовая. 14

Садовая. 23

Садовая. 24

Садовая. 26

Садовая. 27

Садовая. 30

Садовая. 31

Садовая. 34

Садовая. 43

Садовая. 48

Садовая. 50

Садовая. 53

Садовая. 60

Садовая. 62

Садовая. 65

Садовая. 67

Садовая. 70

Садовая. 72

Садовая. 78

Садовая. 82

Садовая. 83

Садовая. 93

Садовая. 105

Садовая. 109

Садовая. 111

Садовая. 112

Садовая. 113

Садовая. 121

Садовая. 143

Садовая. 146

Садовая. 160



Источники:
Беспалов Ю. Луга в подземных переходах. Комсомолец. 1980.
Евстифеева Т. Не встретить мозаики краше ростовской... Вечерний Ростов. 1992.
Голубниячий А. Блеск и нищета ростовских переходов. Наше время. 2003.
Сидоров А. Радуга в переходах. Комсомолец. 1978.
Гвозденко А. Создатели ростовской мозаики. Вечерний Ростов. 1973.
Tags: 20 век, Россия, мозаика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments