marialexeeva (marialexeeva) wrote in history_of_art,
marialexeeva
marialexeeva
history_of_art

Categories:

Каменный гербарий.

Оригинал взят у marialexeeva в Каменный гербарий.

Если в конце 11 - начале 12 веков немецкие мастера в основном ездили учиться в Северную Италию, то уже с начала 13 века в эпоху господства готического искусства немецкие скульпторы и камнерезы отправлялись набираться мастерству в скульптурных мастерских Северной Франции, расположенных в Иль-де-Франс, Шампани и Пикардии.
Анонимный немецкий скульптор первой половины 13 века, которого в искусствоведении решили называть Наумбургским Мастером (Naumburger Meister) в честь его главной работы - cкульптурных фигур-портретов немецких маркграфов и их супруг в западном хоре собора в Наумбурге (Саксония-Анхальт, Германия), а также западного леттнера (алтарной преграды) этого же собора, также учился во Франции, а точнее в Реймсе. Именно он является автором большинства скульптурных произведений на фасаде и в интерьере собора (фигуры на порталах, капители, горгульи, причудливые маски и странные, корчующие рожи фантастические существа). После работы в Реймсе начинается его путешествие домой в Германию. Кропотливый стилистический сравнительный анализ и исследование инвентарных сведений позволило медиевистам выделить круг произведений, которые было решено отнести к авторству Наумбургского Мастера. Так, работы этого гениального скульптора находятся в Страсбурге, Амьене, Нуайоне, Бамберге, Магдебурге, Трире, Майнце...



В 2011 году в городке Наумбург (Naumburg) проходила колоссальная выставка, посвященная Наумбургскому Мастеру. Никогда в жизни мне еще не приводилось присутствовать на выставках такого масштаба и организации (хотя я и была свидетелем пикассомании 2010 года и присутсвовала на обеих выставках Пикассо - и в Москве, и в Петербурге). Оно-то и ясно: организаторам удалось собрать все скульптурные произведния Наумбургского Мастера, а когда перевезти какое-то произведение было нереально (например, какой-либо архитектурный фрагмент), то делали с него гипсовый слепок. Скульптурных произведений настолько много, что постоянно в голове возникал вопрос: а мог ли живой человек, каким гениальным скульптором он ни был, успеть создать столько произведний (в основном и камня!) за свою недлиннную средневевековую жизнь? Выставка заняла все помещения монастыря, церковной школы и других зданий, примыкающих к собору, а также полностью весь собор и еще несколько зданий в городе. Безусловно, помимо произведений Наумбургского Мастера посетитель выставки смог составить очень полное и живое представление об эпохе и культуре того времени: подлинники рукописей того времени, миниатюры, витражи, искусство малых форм, предметы быта - всё это было представлено с пресущей немцам организованностью и ясностью в подаче и роскошными понятными разъяснительными текстами, которые могли быть одинаково полезны как для искусствоведов и историков, так и для людей, впервые столкнувшихся с явлением такого рода.
Но вот что для меня было особенно интересно, так это то, что в саду Наумбургского собора, ближе к западному хору, был представлен раздел выставки под названием "Сад Наумбургского Мастера". В сад люди выходили, чтобы отдохнуть, подышать, перекусить, и, у них была возможность, прогуливась по саду, увидеть, как местные монастырские растения были интерпретированы Наумбургским Мастером в его скульптуре капителей, фризов и замковых камней самых разных соборов. Только в скульптуре западноголеттнера и пространстве западного хора Наумбургский Мастер поместил более 150 капителей с лиственным орнаментов, которые ни разу не повторены, и что самое интересное, с точки зрения ботаники абсолютно точные. Именно в немецком искусстве впоследствии будет развит культ натуралистичного изображения растений (Альбрехт Дюрер), когда через каждый листик, каждый цветочек и лепесток познавался Бог и Мир.
Устроители выставки поместили фотографии фрагментов капителей на тех грядках и клумбах, растения которых они изображают.







И просто несколько фотографий капителей, созданных Наумбургским Мастером (из интернета, поэтому качетсов плохое):










Tags: 13 век, Германия, выставки, готика, скульптура
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment