Кот Непотребный (vasik_catn) wrote in history_of_art,
Кот Непотребный
vasik_catn
history_of_art

Categories:

Аникушин и Пушкин.

38.80 КБ

В этом году 95 лет исполнилось не только Февральской и Октябрьской революциям, но и М. К. Аникушину (1917-1997). А посему можно на эту тему что-нибудь представить, не зря же я работал в музее "Мастерская Аникушина" (филиал ГМГС). Под катом текст с буклета выставки работ скульптора в Камероновой галерее Екатерининского дворца в 1962 г. и картинки оттуда же.

"Михаил Константинович Аникушин родился в 1917 году. Учиться начал в 1929 году в Москве. В 1935 году переехал в Ленинград и поступил на подготовительные курсы Всероссийской Академии художеств, а затем в 1937 году – на скульптурный факультет Академии, в класс профессоров А. Т. Матвеева и В. А. Синайского.
Будучи студентом, М. К. Аникушин принимает участие во Всесоюзном конкурсе на создание памятника азербайджанскому поэту Низами для г. Баку (его проект был признан лучшим из 75 представленных) и в конкурсе на создание памятника П. И. Чайковскому для г. Москвы.
Занятия в Академии и творческая работа молодого скульптора были прерваны войной. С 1941 по 1945 год Аникушин – участник Великой Отечественной войны.
Вернувшись по окончании войны в Ленинград, он продолжает заниматься в Академии художеств и успешно оканчивает её в 1947 году. В качестве дипломной работы создаёт скульптуру «Воин-победитель».
В творчестве Аникушина последующих лет центральное место занимают портреты наших современников – представителей советской интеллигенции, рабочих-новаторов.
Стремясь передать внутренний мир человека, его духовные свойства, скульптор чаще всего обращается к людям, обладающим большой духовной силой и целеустремлённостью. В 1950 году им создана скульптурная композиция «Хозяин страны». Участникам VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов посвящены скульптуры «Юноша из Судана» и «Египтянин». Ряд работ посвятил Аникушин В. И. Ленину.
Начиная с 1949 года, в творчество М. К. Аникушина входит образ Пушкина. В этом году скульптор принял участие в конкурсе на создание памятника А. С. Пушкину в Ленинграде. Проект, представленный им, был высоко оценён и рекомендован для дальнейшей работы.
Восемь лет продолжалась эта работа, и в результате возник памятник, получивший всеобщее признание и удостоенный самой высокой награды – Ленинской премии.
В памятнике Пушкину наиболее полно проявилось творческое своеобразие скульптора Аникушина. Оно заключается в предельной ясности и простоте пластического выражения, органическом слиянии художественной формы и содержания образа, богатстве интеллектуальной и эмоциональной характеристики. Скульптор сумел показать Пушкина таким, каким его знают и любят миллионы советских людей.
В процессе работы над памятником и позднее был создан ряд скульптур, имеющих самостоятельное значение. Сейчас М. К. Аникушин работает над скульптурой молодого Пушкина для г. Гурзуфа.
Член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор М. К. Аникушин много внимания уделяет педагогической работе в Институте им. И. Е. Репина Академии художеств. Активное участие принимает он в общественной и государственной жизни страны.
На выставке работ М. К. Аникушина, организованной Всесоюзным музеем А. С. Пушкина в Камероновой галерее (г. Пушкин) к 125-летию со дня смерти великого русского поэта, представлены работы, позволяющие проследить процесс создания замечательного памятника, выставлены модели скульптур для станции метро «Пушкинская» и Московского университета, эскиз скульптуры для г. Гурзуфа, многочисленные скульптурные портреты Пушкина, выполненные в различные годы. Экспонируются также рисунки М. К. Аникушина, относящиеся к работе над образом поэта".
74.15 КБ
Эскиз фигуры к памятнику. 1950. Бронза.

98.93 КБ
Модель скульптуры для МГУ. 1952. Гипс.

114.20 КБ
Модель скульптуры для станции метро «Пушкинская» (Ленинград). 1955. Гипс.

86.48 КБ
Бюст. 1960. Гипс тонированный.

88.76 КБ
Бюст. 1960. Гипс.

94.49 КБ
Эскиз скульптуры для Гурзуфа. 1961. Гипс.

Текст этого буклета, составленный Н. Т. Евдокимовым, также является памятником эпохи - как всё выверено и, при этом, ничего не сказано. Прекрасный набор красиво звучащих слов. И при этой партийно выверенной стилистике текста упорно утверждается, что учился Аникушин в Академии художеств. Хотя выражение "Институт И. Е. Репина" встречается.
К Аникушину, как столпу позднесоветской классической, традиционалистской школы, теперь, во времена бушующего постмодерна, можно относиться по разному. Но ведь именно его Пушкин завершил ансамбль площади Искусств и его "танцующий" Ленин высится среди фонтанов на Московской площади. А это дорогого стоит.

Вот тут, тут, тут, тут и тут в моём журнале выложены фотографии из Мастерской М. К. Аникушина. Уже исторические, до ремонта, в самом начале, когда здание только было передано Музею городской скульптуры. Но, всё же, уже после генеральной уборки, длившейся полгода с лишним.
Tags: 20 век, Россия, скульптура, соцреализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments