tarskikh_maria (tarskikh_maria) wrote in history_of_art,
tarskikh_maria
tarskikh_maria
history_of_art

Category:

Выставка «СОХРАНЯЯ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: АКВАРЕЛИ И РИСУНКИ А.П. БОГОЛЮБОВА из собрания Саратовского

баннер для СМИ 





Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря приглашает вас посетить выставку «СОХРАНЯЯ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: АКВАРЕЛИ И РИСУНКИ А.П. БОГОЛЮБОВА из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева после реставрации в ВХНРЦ имени И.Э. ГРАБАРЯ».

Сотрудники отдела реставрации графики ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря отреставрировали и подготовили  к экспонированию коллекцию из 35 графических листов художника-мариниста, виртуозного мастера акварели Алексея Боголюбова.

 «Рисунки Боголюбова очень легки и воздушны. Поэтому перед нами стояла сложнейшая задача: восстановить произведения, не утяжеляя их, сохраняя тонкий авторский замысел и авторское восприятие рисунков, - рассказывает художник-реставратор Центра Грабаря Ольга Темерина. - Работа над Боголюбовым потребовала от всех нас предельной концентрации, максимальной деликатности и очень тонкого колористического чутья». 

Несмотря на то, что рисунки не имели видимых значительных повреждений, а судьба их была достаточно благополучна (автор лично передал произведения в собрание музея, где они и хранятся по сей день), сохранность коллекции была под угрозой.

Еще в начале XX века акварели были монтированы на подложки из темно-красного бархатного картона. Как пояснила Ирина Белякова, художник-реставратор Центра Грабаря: «В результате взаимодействия с монтировочным клеем темно-красный пигмент окрасил бумажную основу акварелей, проявившись на произведениях в виде уродливых пятен». По мнению экспертов, процесс окисления начался  практически сразу после монтирования на подложку. Однако обнаружились тяжелые последствия лишь несколько десятилетий спустя. Длительное время никто не брался за восстановление коллекции: было очевидно, что потребуется работа не просто сложная, а ювелирная, с высоким риском повреждения авторского слоя. В 2010 году Саратовский музей передал рисунки на реставрацию в ВХНРЦ им ак. И.Э. Грабаря.

«Основная проблема, стоявшая перед реставраторами, заключалась в том, как отделить акварели и рисунки от красной подложки, не разрушив хрупкой бумажной основы, а затем – как удалить пигмент, не повредив авторского красочного слоя», - рассказывает Ирина Белякова.

В процессе работы выяснилось, что некоторые рисунки оказались двусторонними – на оборотах листов, отсоединенных от подложек, были обнаружены графические зарисовки и эскизы, выполненные А.П. Боголюбовым.  Это стало настоящим откровением как для реставраторов Центра Грабаря, так и для сотрудников Саратовского музея. «Подобные реставрационные открытия – всегда значительное событие, позволяющее дополнить наше представление о творческом наследии художника, хотя и, безусловно, значительно усложняющее работу реставраторов», - комментирует старший научный сотрудник отдела Елена Якубова.

Отреставрированная коллекция будет экспонироваться в Государственном центральном музее современной истории России с 7 по 23 декабря 2012 года. Затем акварели и рисунки вновь вернутся в Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.

Алексей Боголюбов – морской офицер и художник-маринист, по заказу императора Александра II написавший в картинах Историю флота Петра Великого, автор Атласов Финского залива и Каспийского моря, основатель рисовального училища и Художественного музея в Саратове (ныне - Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева), основатель Общества вспомоществования русским художникам в Париже, внук писателя  А. Н. Радищева. В московском особняке, принадлежавшем художнику, ныне располагается библиотека искусств им. Боголюбова.

Отреставрированные 35 акварелей и рисунков являются частью обширной графической коллекции, лично переданной автором Саратовскому художественному музею (ныне - Саратовскому государственному музею им. А.Н.Радищева). Графические листы были выставлены в музее на первоначальном этапе его существования, после чего были убраны в запасники и до сегодняшнего дня коллекция не экспонировалась.

Выставка состоится с 7- 23 декабря в Государственном центральном музее

современной истории России, ул. Тверская, д.21. 



Tags: 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 19 век, Выставки, Россия, выставки, графика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments