Кот Непотребный (vasik_catn) wrote in history_of_art,
Кот Непотребный
vasik_catn
history_of_art

Categories:

С. П. Мосевич. Живопись. Выставка в Матисс Клубе, Петербург.



Друзья и коллеги!
17 декабря в 18:00 галерее Матисс клуба открывается выставка живописи известного петербургского художника Станислава Петровича Мосевича.

В Петербургском выставочном пространстве Станислав Петрович Мосевич проявляется крайне скупо и выставка в галерее Матисс клуба становится особо значимым событием для нашего города. Зная Станислава Петровича, как педагога более чем требовательного к ученикам можно предположить какова его степень взыскательности к самому себе и, в связи с этим, я благодарен всем, кто сумел сподвигнуть Станислава Петровича Мосевича на эту выставку.

Станислава Петровича Мосевича я знаю с первого курса в "Мухе", тогда он заменил преподавателя живописи, который почти ни к кому не подходил и нёс какую-то чушь. Станислав Петрович пришёл и без лишних слов стал давать указания, ни кому не делая снисхождения. Он рассказывал о том, о чём раньше ни от одного преподавателя я не слышал: о взаимопрониканиях формы, о закономерных деформациях, о цвете, его сложности. Всё это говорилось не так гладко как может звучать из уст лектора с кафедры, а с помощью жестов, процарапывания ногтём по работе. Он брал в руки кисть и чёрным контуром, не взирая на реакцию ученика, проводил по отлизанным работам жирные линии, штрихи и точки. Однажды Станислав Петрович принёс в класс альбом Сезанна. Раскрыл Сезановских купальщиц и стал говорить о плотности цвета, о непроницаемости, твёрдости картинной плоскости. Наши девчонки не понимали, что им хотят донести. Тогда Станислав Петрович в сердцах сказал, стуча пальцем по купальщице, "Да, по этому заду молотком стучать можно!". "Вот это по-нашему", — подумал я.
В 70-х Станислав Петрович вёл студию скульптуры в доме работников Просвещения (Юсуповский Дворец). Я напросился в нее ходить. Обычно студийцы уже работали, когда на мотоцикле приезжал Станислав Петрович, занимались они во флигеле выходящей на улице Декабристов. Все слышали, как подъезжал Мосевич, и ждали когда он войдёт в студию. Авторитет его был огромен. Он входил, обстоятельно говорил с каждым, при этом руки его что-то чертили по глиняному объёму стеком, что-то отрывали и прилепляли. Я лепил цирковую наездницу. Станислав Петрович подходил ко мне и объяснял, каким все-таки должен быть образ, что не нужно формальный действий и вся пластика должна быть этому образу подчинена. При этом он мял мою наездницу. В конце одного сеанса, помню, он произнес весьма выразительную, отрезвившую меня фразу, не буду цитировать, но смысл ее был в том, что моя наездница, никак не напоминала всадников Марино Марини…
Всем известно, что у могучих деревьев могучие корни.
Станислав Петрович Мосевич учился в Академии Художеств, в те же годы получил сакральные знания от старика Длугача по прозвищу "грек". Дружескими узами он был связан с последователями Длугача Ярославом Лаврентьевым и Александром Зайцевым. Все они преподавали в "Мухе". Лаврентьев вёл студию живописи во дворце Просвещение. А Зайцев вел научное студенческое общество в "Мухе". Многие из учеников Мосевича ходили и туда и туда. Я тоже занимался в научном обществе у Зайцева и ходил на скульптуру к Мосевичу. Это давало нам повод обсуждать всех троих нами любимых учителей. Мы находили разницу в их непростых характерах (это очень мягко сказано) и как они по-разному реагировали на одни и те же вещи. Нашему сплочению вокруг учителей способствовало ещё одно обстоятельство. Лаврентьев арендовал себе под мастерскую небольшой домик на берегу одного из рукавов Невы. В густо заросшей части парка среди гаражей лодочников. Там же был ещё один нежилой двухэтажный домик. И чтобы в нём не происходило невесть что, Ярослав Яковлевич договорился с местными властями, чтобы домик заняли его ученики, под его, Лаврентьева, ответственность. Вот там-то и началась жизнь. Место это прозвали Лаврентьевкой. Жили там: Генна Гарвардт, Вася Виноградов, Лёша Мельников, Миша Ковалёв. Прямо напротив этого места через реку красовался красно-кирпичный, старинный пивной завод (Бавария). Это и приехал писать Мосевич. Лаврентьевка ликовала, предвкушая увидеть мастера за работой. С.П. поставил этюдник между стеной дома и сараем рыбака, а единственный подход загородил мотоциклом. Ничего увидеть было невозможно. Одессит Вася предпринял попытку чего-нибудь разглядеть через крышу, но это ему не удалось. Мосевич проработал с утра и до заката, свернулся и уехал. Эту историю во всех подробностях поведал мне сам Вася.
Первый раз я увидел Станислава Петровича как художника, много лет спустя, в конце 80-х, в резиденции американского консульства. Тогда они с Зайцевым занимали второй этаж выставочного зала, а я с моим "Кочевьем" – первый. К сожалению, эта выставка была не для широкого зрителя. Работы Станислава Мосевича производили сильное впечатление: среднего размера, густые в цвете, со сложными деформациями, они не поддаются словесному описанию. Сюжеты, как мне показалось, очень личные, впечатление от жизни в Прибалтике, люди ближнего круга, их взаимоотношения. И всё это не внешне, а как бы зашифровано в линиях, цветовых пятнах. И цвета густо фиолетовые, синие, глубоко зелёные. Скорее такие можно увидеть, закрыв глаза, внутренним взором. И образы как бы насквозь. После таких работ, картины многих художников выглядят картинками из букваря. Никакой спекуляции, продажности, игры в поддавки со зрителем нет и в помине. Я всегда думал, что если и есть в наше время настоящие большие художники, то один из них — Мосевич Станислав Петрович.

Заведующий кафедрой искусств факультета коммуникативного дизайна, член Союза художников РФ, основатель и идеолог художественной группы "Кочевье" Александр Кондратьев.

Станислав Петрович Мосевич родился в Казани в 1937 году. С 1946 года живёт в Санкт-Петербурге. С 1949 года учился в СХШ при Академии Художеств. В 1957-1963 годах учился в Институте живописи, ваяния и зодчества им. Е.И.Репина, с 3 курса в мастерской монументальной живописи А.А.Мыльникова. С 1964 года преподавал живопись в училище им. В.А.Серова. С 1974 года преподаёт на кафедре общей живописв Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной. С 1991 года член Союза художников России. Регулярно выставляется на выставках "Стена", "Весь Петербург". Персональные выставки в Бостоне (США), в галерее Красный мост, Вологда (2005).

Открытие выставки состоится 17 декабря 2012 года в 18:00. Вход свободный.

Арт-галерея "Матисс клуб"
Санкт-Петербург, Никольская площадь, д. 6.
метро Сенная площадь/Садовая
http://www.matissclub.com
тел: +7 812 572 56 70
Tags: 20 век, Россия, выставки, живопись
Subscribe

  • Загадочная иллюстрация художника Чмутова

    Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя,…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • О коврах, Жероме и Индейцах....

    Сегодня случайно отыскалось чудесное.Иногда знаешь чего-то две штуки, а третьего не хватает для полноты мироощущения. Ну вот например известный факт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments